Кодекс профессиональной этики налоговых консультантов

Кодекс профессиональной этики налоговых консультантов

Общие положения


1.  Кодекс профессиональной этики налоговых консультантов представляет собой совокупность норм, определяющих требования, предъявляемые к налоговому консультанту при исполнении им профессиональных обязанностей, в том числе во взаимоотношениях с заказчиками, коллегами, представителями государственных органов и иных организаций.

 

2. Налоговый консультант в своей профессиональной деятельности должен утверждать уважение к профессии, ее сущности и общественному назначению, содействовать сохранению и повышению ее престижа.

 

3. Налоговый консультант обязан обеспечить соответствие деятельности иных лиц, вовлеченных налоговым консультантом в сопровождение деятельности по налоговому консультированию, настоящему кодексу.

4. В случае возникновения сомнений в соответствии действий этическим стандартам кодекса налоговый консультант должен обратиться в Палату налоговых консультантов за разъяснениями либо, если ситуация того требует, за консультацией.


 

 

Принципы профессиональной деятельности налогового консультанта


5. Базовыми принципами деятельности налоговых консультантов являются:


Компетентность

  • Налоговый консультант должен поддерживать высокий уровень профессиональных знаний, в том числе регулярным повышением квалификации, обеспечивающих получение заказчиком компетентной профессиональной услуги, основанной на законодательстве и современной практике его применения.


Беспристрастность

  • При предоставлении профессиональных услуг на мнение налогового консультанта не должны влиять предубеждения, пристрастия, конфликт интересов, другие лица и обстоятельства.


Законность

  • Налоговый консультант должен соблюдать законодательство Республики Беларусь при осуществлении деятельности. Налоговый консультант не должен предоставлять профессиональные услуги, результатом которых является уклонение от уплаты налогов, а также разрабатывать методы и способы незаконных операций с этой целью. Налоговый консультант должен разграничивать налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Принципу законности соответствуют услуги, связанные с исправлением нарушения законодательства.


Конфиденциальность

  • Конфиденциальность заключается в нераспространении налоговым консультантом информации о деятельности заказчика, непредоставлении третьим лицам такой информации и получаемых или составляемых в ходе оказания услуг документов, а также в неразглашении содержащихся в этих документах сведений без согласия заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь или договором с заказчиком.


Ответственность

  • Налоговый консультант при оказании профессиональных услуг несет ответственность за качество оказанных услуг. Лимит ответственности по страхованию профессиональной ответственности налогового консультанта должен соответствовать рискам заказчика и возможной сумме ущерба. При этом страховая сумма по договору страхования ответственности коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию, за причинение убытков в связи с ее осуществлением не может быть менее установленной законодательством Республики Беларусь.


Профессиональное поведение

  • Налоговый консультант избегает любых действий, которые могут привести к дискредитации профессии налогового консультанта. Налоговый консультант должен как в своей деятельности, так и в частной жизни, заботясь о престиже звания налогового консультанта, обеспечивать высокий уровень культуры поведения, вести себя достойно и сдержанно, сохранять самоконтроль и выдержку.


6.  Данные принципы являются базовыми и не направлены на решение всех этических проблем, которые могут возникнуть в ходе осуществления деятельности налоговых консультантов.
 


 

 

Отношения налогового консультанта с заказчиками


7. При оказании услуг по налоговому консультированию налоговый консультант всегда должен действовать в законных интересах заказчика.

8. Налоговый консультант во взаимоотношениях с заказчиками не должен осуществлять действий, которые могут дискредитировать деятельность по налоговому консультированию и Палату налоговых консультантов.

9. Налоговый консультант не должен вводить заказчика в заблуждение относительно своей репутации, уровня компетентности и профессиональной квалификации.

10. Налоговый консультант не имеет права осуществлять деятельность по налоговому консультированию в случае личной заинтересованности, если такая заинтересованность заранее не раскрыта заказчику.

11. Налоговый консультант должен избегать искажения или утаивания перед заказчиком информации, имеющей отношение к вопросам налогового консультирования.

12. Налоговый консультант соблюдает конфиденциальность в работе с заказчиками:

  • сохраняет в тайне конфиденциальную информацию о делах заказчиков, полученную при оказании услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними;

  • не использует конфиденциальную информацию заказчика, ставшую ему известной при выполнении услуг, для личной выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам заказчика.

13. Представляя интересы заказчика в налоговых и иных органах, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, налоговый консультант должен быть убежден, что представляемые интересы возникли на законных основаниях.

14. Налоговый консультант не вправе оказывать услуги по налоговому консультированию заказчику, должен отказаться от принятия обязательства предоставления услуг по налоговому консультированию или дальнейшего его исполнения, если:

  • требования обратившегося за услугами лица очевидно противоречат законодательству или это лицо требует принять для представления его интересов незаконные средства и способы;

  • оказание услуг может поставить под угрозу профессиональную репутацию налогового консультанта или привести к нарушению законодательства или этических норм;

  • могут возникнуть обстоятельства, требующие от него разглашения тайны, доверенной ему другим лицом, кроме случаев, когда на это будет получено письменное согласие лица, заинтересованного в сохранении тайны;

  • принятие обязательства оказания услуг по налоговому консультированию может затруднить предоставление таких услуг другому заказчику;

  • уровень профессиональных знаний и опыт может не позволить выполнить задание повышенной сложности.

15. Налоговый консультант не должен создавать впечатление, что мнение налогового консультанта и подготовленные им налоговые декларации и иные документы не могут быть оспорены налоговыми органами. Налоговый консультант должен пояснять заказчику риски, связанные с возможными интерпретациями налогового законодательства и изменением практики правоприменения.

16. Если налоговый консультант предоставляет консультацию, которая, по его мнению, имеет существенную значимость для заказчика, он должен рассмотреть возможность получения второго мнения по вопросу, с учетом выполнения своих обязанностей по сохранению конфиденциальности (например, мнение налогового органа, иного налогового консультанта или иного лица).
 

 


Конфликт  интересов


17. Налоговый консультант должен предпринимать необходимые меры для выявления обстоятельств, при которых возможен конфликт интересов. Такие обстоятельства могут привести к возникновению угрозы нарушения базовых принципов деятельности налоговых консультантов.

18. Если угрозы нарушения базовых принципов деятельности налоговых консультантов, связанные с конфликтом интересов, не являются явно незначительными, налоговый консультант должен обдумать и при необходимости – принять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня.

19. В зависимости от обстоятельств, ведущих к возникновению конфликта интересов, меры предосторожности включают:

  • уведомление заказчика о деловых интересах или деятельности, в связи с которыми возможен конфликт интересов, и получение согласия заказчика на выполнение задания в таких обстоятельствах;

  • уведомление всех заинтересованных сторон о том, что налоговый консультант оказывает двум или более сторонам услугу, касающуюся предмета, который вызывает конфликт интересов этих сторон, и получение согласия всех этих сторон на продолжение оказания услуги.


20.  Дополнительными мерами предосторожности при необходимости могут быть:

  • использование самостоятельных независимых групп налоговых консультантов одной организации, участвующих в оказании услуги;

  • меры по ограничению доступа к полученной информации (строгая изоляция групп друг от друга, конфиденциальное и безопасное хранение информации);

  • детальные инструкции для членов групп по вопросам безопасности и конфиденциальности;

  • использование предупреждений о соблюдении требований по конфиденциальности, установленных в организации.


21. Если конфликт интересов создает угрозы нарушения одного или более основных принципов (принципов беспристрастности, независимости, конфиденциальности и профессионального поведения), которые с помощью мер предосторожности нельзя устранить или свести до приемлемого уровня, то налоговый консультант должен отказаться от выполнения задания или прекратить его выполнение.

22. Если налоговый консультант запросил согласие заказчика, которому оказывается услуга, на выполнение услуги для третьей стороны по предмету, вызывающему конфликт интересов заказчика и третьей стороны, и такое согласие не было получено, вне зависимости от того, приступил он к выполнению задания для третьей стороны или нет, налоговый консультант должен принять решение о том, для какой из сторон он будет выполнять задание.
 


 

Отношения налогового консультанта с государственными органами

 

23. Налоговый консультант должен проявлять уважение к уполномоченным представителям государственных органов и иных организаций, в том числе осуществляющих государственный контроль в налоговой сфере, быть пунктуальным, корректным, ответственным.

24. Налоговый консультант во взаимоотношениях с государственными органами не должен осуществлять действий, которые могут дискредитировать деятельность по налоговому консультированию и Палату налоговых консультантов. Отношения налогового консультанта с коллегами и средствами массовой информации

25. Налоговый консультант должен строить свои отношения с коллегами по работе на принципах взаимоуважения, доверия и профессионального взаимодействия, проявлять отзывчивость, корректность и доброжелательность.

26. Налоговый консультант не должен делать необъективные или вводящие в заблуждение заявления относительно профессионализма коллег, их деловой репутации.

27. Налоговый консультант должен предоставлять только достоверную информацию во время выступлений в средствах массовой информации, при проведении рекламных кампаний, а также при других формах предоставления информации.

28. Налоговый консультант соблюдает принципы честной, добросовестной конкуренции. Налоговый консультант не должен использовать методы недобросовестной конкуренции на рынке налогового консультирования по отношению к другим налоговым консультантам, юридическим и физическим лицам.

29.  Отношения между налоговыми консультантами не должны влиять на защиту интересов заказчиков. Налоговый консультант не вправе поступаться интересами заказчика ни во имя товарищеских, ни во имя каких-либо иных отношений.

30. Налоговому консультанту рекомендуется в тактичной форме обратить внимание коллеги на допущенное с его стороны нарушение норм профессиональной этики.