Минстройархитектуры разъяснило нормы постановления № 116 о порядке регулирования цен
В связи с поступающими вопросами о порядке применения норм постановления Минстройархитектуры от 30.12.2022 № 116 «О порядке регулирования цен» (далее – постановление № 116) Минстройархитектуры разъясняет.
Постановление № 116 принято во исполнение постановления Совмина от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен» (далее – постановление № 447), которым установлен перечень товаров, предназначенных для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов, изделий и конструкций для строительства, цены на которые регулируются.
Справочно
Действие норм постановления № 447 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 30.12.2022 № 981, пролонгировано на 2023 год
Постановление № 116 и Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на товары, утвержденная данным постановлением (далее – Инструкция № 116), приняты с учетом норм, заложенных в постановлении Минстройархитектуры от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен» (далее – постановление № 69) и Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен на товары, утвержденной постановлением № 69, которые действовали в период с 18 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г.
При применении норм постановления № 116 и Инструкции № 116 необходимо руководствоваться разъяснениями Минстройархитектуры от 31.08.2022 № 04-3-02/11501 «О применении норм постановления Минстройархитектуры от 12.07.2022 № 69» за исключением пунктов 4,6, 16 и 17.
Дополнительно в отношении применения норм постановления № 116 и Инструкции № 116 разъясняем следующее.
1. По пункту 2 постановления № 116.
В целях формирования регулируемых цен в соответствии с пунктом 2 постановления № 116 к лесо- и пиломатериалам относятся товары по кодам:
- 02.2 (за исключением 02.20.13 и 02.20.14) – древесина необработанная;
- раздел 16 (за исключением 16.10.10.100, 16.10.10.700, 16.10.10.710, 16.10.10.770, 16.21.21, 16.21.9, 16.22.9, 16.23.12, 16.23.19.зоо, 16.23.2, 16.23.9, 16.24, 16.29) – древесина и изделия из древесины.
Для целей постановления № 116 под сельской местностью понимаются территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющиеся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющиеся территориальными единицами, а также иных населенных пунктов, не являющиеся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов (Указ Президента от 13.06.2018 № 237 «О распоряжении государственным жилищным фондом»).
2. Формирование цен при биржевой торговле.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции № 116 юридические лица при реализации товаров на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» не обязаны составлять экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых отпускных цен. Вместе с тем такие юридические лица при реализации товаров, приведенных в перечне к постановлению № 447, обязаны формировать цены в порядке, установленном постановлением № 116, помещать их в прейскуранты и реализовывать товары по итогам биржевых торгов по ценам, не превышающим цены, сформированные в установленном порядке.
Подтверждение правильности и обоснованности формирования помещенных в прейскурант регулируемых цен на товары, реализуемые на биржевых торгах, при отсутствии экономических расчетов является обязанностью организации.
Если на момент формирования цены (на момент проведения торгов) товар у продавца отсутствует (соответственно, нет информации о фактической стоимости приобретенного товара), то на момент проведения торгов цена формируется по нормам постановления № 116 исходя из имеющейся на этот момент информации о товаре, с последующей (после приобретения товара) ее корректировкой в сторону снижения (при необходимости).
3. Формирование цен, помещаемых в прейскурант.
Пунктом 8 Инструкции № 116 установлено, что отпускные цены (цены) утверждаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем, согласовываются в случаях, установленных законодательством, и помещаются в прейскуранты.
Данное требование установлено в отношении всех продавцов товара: производителей, импортеров, субъектов, осуществляющих оптовую торговлю.
В случае формирования отпускных цен с учетом стоимости доставки товара до покупателя в прейскурант включаются отпускные цены без стоимости доставки.
В случае, когда субъекты торговли осуществляют серийную доработку товара, то есть доработку товара в целях его продажи неопределенному кругу лиц (колеровка краски в типовые цвета, расфасовка товара, нарезка погонажных изделий по типовым размерам и т.п.), в прейскурант помещается отпускная цена на товар, сформированная с учетом затрат по его доработке.
В случае, когда субъекты торговли осуществляют доработку товара по индивидуальному требованию покупателей (колеровка краски в цвета по требованию покупателя, нарезка погонажных изделий по размеру, указанному покупателем и т.п.) в прейскурант помещается отпускная цена на товар без учета стоимости доработки (затрат по доработке). Отпускная цена с учетом стоимости доработки (затрат по доработке) согласовывается с покупателем в протоколе согласования цены или в договоре.
4. Разовые (индивидуальные) заказы.
Разовый (индивидуальный) заказ – это отдельное изделие или партия товара, изготовленные производителем по индивидуальным требованиям покупателя (по установленным параметрам и характеристикам) и не предусмотренные к повторному изготовлению с такими требованиями (параметрами и характеристиками).
Для отнесения заказа к разовому (индивидуальному) покупателем должны быть определены и закреплены в договоре поставки конкретные индивидуальные требования, оформленные в виде чертежа (проекта, эскиза, образца) и (или) спецификации (композиция, рецептура, состав, конструктивные элементы), которые могут быть дополнены перечнем определенных характеристик (размеры, вид отделки, цветовое решение, особенности функционирования отдельных элементов и пр.).
Товар по индивидуальному заказу может быть изготовлен и реализован как единовременно, так и отдельными партиями. При этом все партии должны быть изготовлены и реализованы на основании одного заказа (договора поставки).
В соответствии с пунктом 11 Инструкции № 116 при реализации товаров по разовым (индивидуальным) заказам отпускные цены согласовываются с покупателями в протоколах согласования цены или в договорах поставки (изготовления) товара.
Учитывая изложенное, отпускные цены на товары, изготавливаемые по разовым (индивидуальным) заказам, формируются с учетом норм постановления № 116 и Инструкции № 116, при этом прейскурант на такую продукцию не составляется.
5. Ограничение роста цен.
Пунктом 4 постановления № 116 установлено ограничение на рост цен в 2023 году по отношению к ценам, сформированным на 31 декабря 2022 г., в размере не более 30 % в год.
Для контроля установленного ограничения по росту цен необходимо цены, сформированные в соответствии с нормами постановления № 116 и помещаемые в прейскурант в 2023 году, сравнить с ценами на 31 декабря 2022 г., а в случае отсутствия товаров на эту дату – на дату первого установления (формирования) цены в 2023 году (без учета снижения цен в рамках проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей).
Если у организации по состоянию на 31 декабря 2022 г. на одну товарную позицию было сформировано несколько цен (например, при установлении импортером цены на каждую партию товара), то предельный рост рассчитывается к наибольшей цене, сформированной в соответствии с нормами действовавшего в 2022 году постановления № 69.
В случае отсутствия по состоянию на 31 декабря 2022 г. товаров и (или) сформированных и помещенных в прейскуранты цен на них, а также в случаях размещения в прейскурантах по состоянию на 31 декабря 2022 г. цен на товары, не реализуемые более трех месяцев подряд, необходимо цены, сформированные в соответствии с нормами постановления № 116 и помещаемые в прейскурант в 2023 году, сравнить с отпускными ценами (ценами), установленными (сформированными), на 1 января 2022 г. В случае отсутствия товаров на эту дату – с ценами на дату первого установления (формирования) отпускной цены (цены) в 2022 году (без учета снижения отпускных цен (цен) в рамках проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей). В этом случае рост цен не должен превышать установленного предельного норматива роста цен на 2022-2023 годы в совокупности и составлять не более 60 %.
Сравнение цен необходимо проводить по каждой товарной позиции в прейскуранте.
6. Пересмотр цен.
Отпускные цены (цены), сформированные в соответствии с нормами постановления № 116 и помещенные в прейскурант, являются предельными ценами для реализации товара.
Пунктом 9 Инструкции № 116 определено, что отпускные цены, сформированные в соответствии с нормами постановления № 116, могут пересматриваться юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями по мере необходимости. Под пересмотром цен понимается подтверждение их новыми экономическими расчетами и помещение в прейскурант.
7. Особенности формирования цен импортером.
Если на момент заключения договора или участия в процедуре государственной закупки импортный товар фактически имеется в наличии у продавца, то его цена формируется исходя из фактических данных о поставке в соответствии с нормами постановления №116, подтверждается экономическими расчетами и помещается в прейскурант.
Если на момент заключения договора или участия в процедуре государственной закупки импортный товар у продавца отсутствует, то в соответствии с нормами постановления №116 формируется его предварительная цена исходя из плановых данных о поставке. Формирование цены подтверждается экономическими расчетами. Предварительная цена в прейскурант не помещается.
По факту приобретения товара импортером его цена должна быть сформирована в соответствии с нормами постановления №116. Если предварительная цена окажется выше цены, сформированной по факту приобретения товара, предварительная цена подлежит корректировке в сторону уменьшения. Если предварительная цена окажется ниже цены, сформированной по факту приобретения товара, предварительная цена может быть откорректирована в сторону увеличения, если такие действия соответствуют законодательству и условиям заключенного договора.
В данном случае в прейскурант помещается цена, сформированная по факту приобретения товара импортером.
8. Размещение информации в государственной информационной системы ГИС «Госстройпортал».
В информационно-справочную систему мониторинга цен на материалы для строительства ГИС «Госстройпортал» (далее – портал) предоставляется информация о помещенных в прейскуранты ценах производителей или субъектов торговли.
На портал не предоставляется информация о ценах:
- сформированных для реализации товара по разовым (индивидуальным) заказам, согласованных в протоколах согласования цены или в договорах поставки (изготовления) товара;
- сформированных с учетом стоимости доработки товара, осуществляемой по индивидуальному заказу;
- на товары, реализуемых на условиях скидок;
- на товары, передаваемые между обособленными подразделениями одного юридического лица (без факта отчуждения товара);
- на товары, реализуемые генподрядчиком субподрядчикам по цене приобретения.
В случае одновременного действия у субъектов торговли нескольких прейскурантных цен в информационно-справочную систему «Госстройпортал» предоставляется наибольшая цена. После полной реализации партии товара, по которой была рассчитана наибольшая цена товара, на портал необходимо предоставить следующую наибольшую из действующих прейскурантных цен.
Информация предоставлена Министерством архитектуры и строительства для Национального правового Интернет-портала