Продажа белорусских потребительских товаров в фирменных магазинах и интернет-магазинах: МАРТ подготовлены разъяснения о применении норм пункта 23 постановления Совмина № 713
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования по вопросу применения пункта 231 постановления Совмина №713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление №713) при реализации произведенных в Беларуси непродовольственных потребительских товаров в фирменных магазинах, секциях и отделах, в интернет-магазинах МАРТ разъясняет.
В соответствии с пунктом 231 постановления № 713 при реализации непродовольственных потребительских товаров, производимых в РБ, в фирменных магазинах производителя этих товаров либо субъекта торговли, получившего право продажи товаров такого производителя с использованием товарного знака или фирменного наименования этого производителя, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), предельные максимальные торговые надбавки, установленные в приложении 1 к постановлению № 713, могут не применяться при условии приобретения таких товаров непосредственно у производителя или их передачи производителем в собственный фирменный магазин.
В соответствии с Законом от 8 января 2014 г. № 128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128):
- магазин – стационарный торговый объект, имеющий торговый зал (торговые залы) (подпункт 1.9. пункта 1 статьи 1);
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров, субъекты торговли, получившие право продажи товаров конкретного производителя (производителей) с использованием товарного знака (товарных знаков) либо фирменного наименования этого производителя (фирменных наименований этих производителей), в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), вправе создавать фирменные магазины, требования к которым определяются Совмином (пункт 2 статьи 10);
- субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин, представляющий собой информационный ресурс, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (пункт 3 статьи 16).
Согласно абзацу пятому пункта 2 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утвержденного постановлением Совмина от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – постановление № 703), фирменный магазин – магазин, созданный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися производителями товаров, либо субъектом торговли, получившим право продажи товаров конкретного производителя (производителей) с использованием товарного знака (товарных знаков) или фирменного наименования этого производителя (фирменных наименований этих производителей), в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), в котором удельный вес количества разновидностей товаров этого производителя (производителей) составляет не менее 75 процентов – для непродовольственных магазинов и не менее 50 процентов - для продовольственных магазинов в общем количестве разновидностей товаров, находящихся в продаже в этом магазине.
При этом фирменный магазин может быть создан непосредственно производителем, а также субъектом торговли в следующих случаях:
- субъектом торговли получено право использования товарного знака производителя, что подтверждается фактом заключения лицензионного договора на право использования данного товарного знака в деятельности субъекта торговли, а также другого договора, содержащего существенные условия лицензионного договора;
- субъектом торговли получено право использования фирменного наименования производителя, что подтверждается фактом заключения договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) или иного договора, содержащего существенные условия договора франчайзинга;
- субъектом торговли получено право использования фирменного наименования производителя, что подтверждается фактом заключения лицензионного договора либо другого договора, содержащего существенные условия лицензионного договора.
Договор франчайзинга, лицензионный договор, а также изменения в зарегистрированные договор франчайзинга и лицензионный договор регистрируются в Национальном центре интеллектуальной собственности в порядке, установленном постановлением Совмина от 21 марта 2009 г. №346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)».
Кроме того, субъекту торговли, создавшему фирменный магазин, необходимо представить в местный исполнительный и распорядительный орган соответствующие сведения для включения в Торговый реестр в порядке, определенном Положением о Торговом реестре, утвержденным постановлением Совмина от 25 июня 2021 г. № 363.
Вместе с тем понятие «фирменная торговля», а также такие виды торговых объектов как «фирменный отдел», «фирменная секция» в законодательстве не определены и не предусмотрены.
Справочно.
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением № 703, товарный отдел (секция) – часть торговой площади магазина, павильона, на которой продаются товары, связанные общностью спроса и удовлетворяющие отдельные потребности населения.
Учитывая изложенное, фирменный отдел (секция), а также интернетмагазин не являются торговыми объектами, и, следовательно, не могут быть отнесены к фирменным магазинам.
Таким образом, предельные максимальные торговые надбавки, установленные в приложении 1 к постановлению №713, могут не применяться при реализации непродовольственных потребительских товаров, производимых в РБ, в фирменных магазинах производителя этих товаров либо субъекта торговли, получившего право продажи таких товаров с использованием товарного знака или фирменного наименования этого производителя, при условии приобретения таких товаров непосредственно у производителя или их передачи производителем в собственный фирменный магазин. При этом удельный вес количества разновидностей товаров этого производителя должен составлять не менее 75 процентов в общем количестве разновидностей товаров, находящихся в продаже в фирменном магазине.
Формирование цен на другие потребительские товары, которые реализуются в таких фирменных магазинах либо в фирменных магазинах, в которых осуществляется продажа товаров с использованием товарного знака или фирменного наименования нескольких производителей, а также в отделах (секциях), интернет-магазинах, осуществляется с применением предельных максимальных торговых надбавок, установленных в приложении 1 к постановлению № 713.
Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона № 128-3 любой информационный ресурс в сети Интернет (в том числе «интернет-витрина»), позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на их приобретение для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, является интернет-магазином.
В соответствии с Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совемина от 15 января 2009 г. № 31:
- до момента заключения договора продавец должен довести до сведения покупателя информацию о цене, условиях приобретения и оплаты товаров, а также о способах оплаты товаров, способах и сроках доставки товаров (абзацы восьмой и девятый пункта 4);
- договор, содержащий все существенные условия, считается заключенным в момент получения продавцом, направившим оферту, ее акцепта, направленного покупателем посредством телефонной, почтовой, электронной или иной связи, в том числе посредством использования сети Интернет, а также иным способом, не запрещенным законодательством, позволяющим достоверно установить, что акцепт исходит от покупателя (часть вторая пункта 8).
Таким образом, при осуществлении розничной торговли потребительскими товарами через интернет-магазин продавец обязан продать покупателю такие товары по цене, указанной на сайте интернет-магазина в момент заключения договора, которая сформирована с учетом предельных максимальных торговых надбавок, установленных в приложении 1 к постановлению №713, независимо от способа и условий оплаты этих товаров (оплата на сайте интернет-магазина в момент заключения договора либо при получении товаров у курьера, в почтовом отделении, в пункте самовывоза, в том числе расположенном в фирменном магазине) и места их получения (доставка курьером, до почтового отделения, самовывоз, в том числе из фирменного магазина).
По информации МАРТ