Указ о развитии агроэкотуризма. Заключение договоров, прекращение деятельности



 

Указ о развитии агроэкотуризма. Кто и какие услуги может оказывать в этой сфере?


 

1. О заключении договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма


Вопросы заключения договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма между субъектами агроэкотуризма и агроэкотуристами либо между субъектами агроэкотуризма и туроператорами (иными организациями) урегулированы пунктом 6 Указа № 351.


В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Гражданского кодекса договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.


Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма направлены на установление взаимных правоотношений, связанных с оказанием услуг в сфере агроэкотуризма.


На практике сложились два вида правоотношений:

  • между субъектом агроэкотуризма и лицом (как физическим, так и юридическим), непосредственно приобретающим услуги у субъекта агроэкотуризма для целей личного потребления;
  • между субъектом агроэкотуризма и туроператором, когда услуги в сфере агроэкотуризма включаются в комплексы туристических услуг.


В результате законодательно нашли отражение две типовые формы договоров, на основании которых составляются соответствующие договоры для установления взаимных прав и обязанностей, связанных с оказанием услуг в сфере агроэкотуризма.


В настоящее время типовые формы договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма установлены постановлением Совета Министров от 9 декабря 2022 г. № 860 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351».


Данные типовые формы учитывают все особенности оказания услуг в сфере агроэкотуризма, в том числе положения частей второй и третьей пункта 5 Указа № 351.


Типовые формы договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма являются образцами будущих договоров, обязательными к применению. Из типовых форм договоров не допускается исключение и (или) изменение их условий, но разрешается дополнять в специальных отведенных пропусках.


Заключение договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма является обязательным, в противном случае возможно наступление административной ответственности на основании части 1 статьи 24.47 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).


Часть третья пункта 6 Указа № 351 определяет, что туроператоры включают услуги в сфере агроэкотуризма в формируемые ими туры для последующей их реализации агроэкотуристам.


Данная норма напрямую связана с положением абзаца второго пункта 2 статьи 19 Закона «О туризме», согласно которой туроператоры имеют право на формирование тура по своему усмотрению, по заказу участников туристической деятельности или субъектов туристической индустрии.


Субъекты агроэкотуризма также относятся к субъектам туристической индустрии в силу определения, приведенного в абзаце десятом пункта 1 статьи 1 названного Закона.


Важно отметить, что в случаях, когда услуги в сфере агроэкотуризма включаются в комплексы туристических услуг, субъект заранее не владеет информацией о тех агроэкотуристах, которые воспользуются его услугами.


В этой связи на туроператоре лежит обязанность предоставить соответствующие сведения субъекту агроэкотуризма (подпункт 5.1 пункта 5 приложения 2 к постановлению Совета Министров от 9 декабря 2022 г. № 860).


При непосредственном оказании услуг агроэкотуристам данные о потребителях услуг в сфере агроэкотуризма отражаются в приложении к договору на оказание субъектом агроэкотуризма услуг агроэкотуристам (приложение 1 к постановлению Совета Министров от 9 декабря 2022 г. № 860).


Немаловажным является то, что постановлением Совета Министров установлены типовые формы договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, то есть образцами, обязательными при заключении соответствующих договоров с туроператорами либо при непосредственном оказании услуг агроэкотуристам. В этой связи исключение или изменение условий из договоров, для которых установлены соответствующие типовые формы, не допускается.


В то же время в такие договоры могут вноситься дополнения в тех частях договоров, где предусмотрены соответствующие пропуски.


К договорам на оказание услуг в сфере агроэкотуризма применяются положения Главы 39 Гражданского кодекса.

 

2. О представлении в райисполком субъектом агроэкотуризма письменного заявления об осуществлении деятельности по оказанию услуг в данной сфере


Пунктом 7 Указа № 351 установлено, что для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма обязаны в отношении каждой агроэкоусадьбы представить в районный исполнительный комитет соответствующее письменное заявление по форме, установленной Министерством спорта и туризма.


Согласно части третьей пункта 7 Указа № 351 субъекты агроэкотуризма вправе оказывать услуги в сфере агроэкотуризма на территории соответствующей агроэкоусадьбы со дня принятия решения райисполкома об осуществлении деятельности по оказанию таких услуг.


Принятие райисполкомом данного решения является административной процедурой.


Согласно пункту 1 статьи 1 Закона от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» под административной процедурой понимаются действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.


Частью первой пункта 1 Указа Президента от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» утвержден перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (далее – перечень).


При этом согласно части второй вышеуказанного пункта осуществление государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан административных процедур, не предусмотренных в перечне, не допускается.


Аналогичная норма присутствует в части третьей пункта 2 Указа Президента от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования».


В этой связи соответствующие административные процедуры в сфере агроэкотуризма установлены:

  • по заявлениям граждан – в пункте 8.41 перечня;
  • в отношении сельскохозяйственных организаций – в подпункте 11.122.1 пункта 11.122 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – единый перечень).


Для сельскохозяйственных организаций вопросы осуществления административной процедуры предусмотрены Регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 11.122.1 «Принятие решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма», утвержденному постановлением Министерства спорта и туризма от 12 декабря 2022 г. № 55.


Согласно части второй пункта 7 Указа № 351 порядок осуществления районными исполнительными комитетами административной процедуры по принятию решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в части, не урегулированной законодательными актами, определяется Советом Министров.


Соответствующее нормативное правовое регулирование предусмотрено Положением о порядке осуществления райисполкомами административной процедуры по принятию решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, утвержденным постановлением Совета Министров от 9 декабря 2022 г. № 860 (далее – Положение).


Согласно части первой пункта 7 Указа № 351 для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма обязаны в отношении каждой агроэкоусадьбы представить в районный исполнительный комитет письменное заявление об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма по форме, установленной Министерством спорта и туризма.


Законодательно установлены две формы письменных заявлений об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма:

  • для физических лиц – форма заявления согласно приложению 1 к постановлению Министерства спорта и туризма от 28 ноября 2022 г. № 50;
  • для сельскохозяйственных организаций – согласно приложению к Регламенту административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 11.122.1 «Принятие решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма», утвержденному постановлением Министерства спорта и туризма от 12 декабря 2022 г. № 55.


Часть первая пункта 2 Положения определяет, что письменное заявление направляется:

  • физическим лицом, осуществляющим деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, производящим и (или) перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию на земельных участках, предоставленных в сельской местности, малых городских поселениях для строительства и (или) обслуживания жилого дома, либо ведения личного подсобного хозяйства, – в райисполком по месту нахождения агроэкоусадьбы;
  • сельскохозяйственной организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома либо ведения сельского хозяйства, – в райисполком по месту ее государственной регистрации.


Одновременно с письменным заявлением в райисполкомы субъекты агроэкотуризма также представляют в письменной форме согласие собственника (собственников) жилого дома на использование жилого дома для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Представление данного документа вытекает из подстрочного примечания к абзацу четвертому пункта 4 Указа № 351, а также из пункта 8.41 перечня и подпункта 11.122.1 пункта 11.122 единого перечня.


Как отмечалось ранее в комментарии к пункту 4 Указа № 351, поскольку для согласия собственника (собственников) жилого дома на использование жилого дома для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не установлена типовая форма, такое согласие должно:

  • быть совершенно в письменной форме;
  • следовать от конкретного лица (конкретных лиц) и содержать четкое согласие на использование жилого дома для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.


Поскольку заявление субъекта агроэкотуризма подается в райисполком в письменной форме, пункт 3 статьи 14 Закона «Об основах административных процедур» предусматривает возможность подачи такого заявления:

  • в ходе приема заинтересованного лица;
  • нарочным (курьером);
  • по почте.


Прием заявлений от субъектов агроэкотуризма документов для осуществления административных процедур, предусмотренных в пункте 8.41 перечня и подпункте 11.122.1 пункта 11.122 единого перечня, а также выдача по ним административных решений осуществляются через службу «одно окно». Соответствующее регулирование предусмотрено пунктами 981 и 1551 приложения 1 к постановлению Совета Министров от 17 октября 2018 г. № 740 «Об административных процедурах, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно».


Важно отметить, что согласно части первой пункта 2 статьи 15 Закона «Об основах административных процедур» при подаче заявления в письменной либо устной форме запрещается требовать от заинтересованного лица представления документов и (или) сведений, кроме документов и (или) сведений, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, за исключением документов:

  • удостоверяющих личность гражданина;
  • подтверждающих служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющих его личность;
  • подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • подтверждающих полномочия представителя заинтересованного лица;
  • подтверждающих согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно;
  • подтверждающих внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений (за исключением случая, указанного в части третьей пункта 1 настоящей статьи), если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно.


Целесообразно отметить, что административные процедуры, предусмотренные в пункте 8.41 перечня и подпункте 11.122.1 пункта 11.122 единого перечня, осуществляются на безвозмездной основе.


При приеме письменных заявлений от заинтересованных лиц райисполком с учетом положений абзацев третьего, четвертого, шестого и девятого пункта 3 Положения:

  • проверяет наличие ранее принятых решений об отказе в осуществлении административной процедуры или о прекращении деятельности субъекта агроэкотуризма на территории соответствующей агроэкоусадьбы;
  • проверяет наличие населенного пункта, на территории которого планируется осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, в перечне населенных пунктов, на территории которых осуществление данной деятельности не допускается, утверждаемом облисполкомами;
  • осуществляет рассмотрение документов, представленных субъектом агроэкотуризма (письменное заявление и согласие собственника (собственников);
  • самостоятельно запрашивает документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры;
  • в течение пяти рабочих дней со дня подачи письменного заявления направляет субъекту агроэкотуризма мотивированный отказ в его принятии при наличии одного из оснований, предусмотренных в пункте 6 настоящего Положения.


Пунктом 6 Положения установлены следующие основания для отказа в принятии письменного заявления:

  • по основанию, предусмотренному в абзаце втором пункта 1 статьи 17 Закона «Об основах административных процедур» (если субъектом агроэкотуризма не представлены документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами (пункт 8.41 перечня и подпункт 11.122.1 пункта 11.122 единого перечня), а также документы, указанные в абзацах втором – седьмом части первой пункта 2 статьи 15 настоящего Закона, в случае истребования таких документов);
  • если субъектом агроэкотуризма, в отношении которого райисполкомом принято решение о прекращении деятельности субъекта агроэкотуризма по основанию, предусмотренному в абзаце втором части первой пункта 9 настоящего Положения, направлено повторное письменное заявление ранее одного месяца со дня принятия данного решения;
  • если субъектом агроэкотуризма, в отношении которого райисполкомом принято решение о прекращении деятельности субъекта агроэкотуризма на территории соответствующей агроэкоусадьбы по основанию, предусмотренному в абзаце третьем части первой пункта 9 настоящего Положения, направлено письменное заявление ранее шести месяцев со дня принятия данного решения;
  • если субъектом агроэкотуризма планируется осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в населенном пункте, на территории которого осуществление такой деятельности согласно перечню облисполкома не допускается.


При этом пунктом 7 Положения установлены особенности статуса субъектов агроэкотуризма, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в населенных пунктах, на территории которых размещение агроэкоусадеб не допускается.


Особенность нормативного правового регулирования в пункте 7 Положения связана с нормами пункта 14 Указа № 351.


Согласно части первой указанного пункта Указа № 351 областные исполнительные комитеты вправе определять перечни населенных пунктов, на территории которых размещение агроэкоусадеб не допускается.


В то же время на основании части второй пункта 14 Указа № 351 в случае включения населенных пунктов в перечни в соответствии с частью первой настоящего пункта субъекты агроэкотуризма могут продолжить осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на ранее размещенных на таких территориях агроэкоусадьбах. При этом данная деятельность должна соответствовать требованиям настоящего Указа.


В этой связи действующие субъекты агроэкотуризма (т.е. осуществляющие деятельность до 1 января 2023 г.) обращаются в райоисполкомы за получением решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на общих основаниях (вне зависимости от решения облисполкома, принимаемого в соответствии с пунктом 14 Указа № 351).


В то же время, если деятельность субъекта агроэкотуризма прекращена на территории агроэкоусадьбы в населенном пункте, включенном в соответствующий перечень облисполкома (вне зависимости от того, по решению самого субъекта агроэкотуризма или по решению районного исполкома), райисполком отказывает в принятии письменного заявления данного субъекта по основанию, указанному в абзаце пятом пункта 6 Положения.


При отсутствии оснований для отказа в приеме письменного заявления субъекта агроэкотуризма райисполком приступает к его рассмотрению. Пункт 8.41 перечня и подпункт 11.122.1 пункта 11.122 единого перечня определяют единый срок для осуществления административной процедуры – 30 календарных дней.


В течение установленного законодательством срока для осуществления административной процедуры, а также с учетом положений пункта 1 статьи 20 Закона «Об основах административных процедур» райисполкомом совершаются следующие действия:

  • проверка оснований для отказа в приеме письменного заявления;
  • изучение представленных заинтересованным лицом документов и (или) сведений;
  • осуществление поиска и анализа документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры;
  • сверка информации по представленным в райисполком документам и (или) сведениям (как от заинтересованных лиц, так и в ходе самостоятельного запроса в других государственных органах);
  • получение необходимых сведений из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных;
  • направление запросов в другие государственные органы, иные организации;
  • проведение комплексной объективной оценки соответствия либо несоответствия потенциальной агроэкоусадьбы условиям, предусмотренным в пункте 4 и абзаце втором части третьей пункта 5 Указа № 351 (далее – комплексная объективная оценка);
  • подготовка письменного заключения по итогам комплексной объективной оценки;
  • установление наличия или отсутствия оснований для осуществления административной процедуры;
  • принятие райисполкомом административного решения;
  • принятие при необходимости других мер для рассмотрения заявления заинтересованного лица.


Порядок направления и обработки запросов в другие государственные органы и организации предусмотрен в части третьей пункта 2 статьи 12, статьях 22 и 23 Закона «Об основах административных процедур».


Важно подчеркнуть, что статьей 18 названного Закона предусмотрено право субъектов агроэкотуризма как заявителей отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры (до момента принятия районным исполкомом соответствующего административного решения).


Поскольку заявление субъекта агроэкотуризма подается в письменной форме, на основании части третьей пункта 1 вышеуказанной статьи отзыв заявления заинтересованного лица осуществляется посредством подачи заявления в письменной форме в уполномоченный орган, рассматривающий заявление заинтересованного лица.


Согласно пункту 2 статьи 18 Закона «Об основах административных процедур» в случае отзыва заявления заинтересованного лица уполномоченный орган прекращает его рассмотрение по существу и возвращает такому лицу документы и (или) сведения, представленные вместе с заявлением заинтересованного лица.


На основании абзаца второго пункта 3 Положения райисполком создает на постоянной основе районную комиссию для осуществления комплексной объективной оценки агроэкоусадеб, в состав которой включаются заместитель председателя райисполкома, иные представители райисполкома, председатель поселкового, сельского исполнительного комитета, иные специалисты (при необходимости и с их согласия) (далее – районная комиссия).


Компетенция районной комиссии определена пунктом 4 Положения, в частности, районная комиссия:

  • осуществляет комплексную объективную оценку агроэкоусадьбы, в том числе с выездом в агроэкоусадьбу;
  • подготавливает письменное заключение по итогам комплексной объективной оценки, которое является основанием для принятия райисполкомом решения об осуществлении административной процедуры или отказе в ее осуществлении;
  • подготавливает письменное заключение при выявлении в процессе деятельности субъекта агроэкотуризма на территории соответствующей агроэкоусадьбы несоответствий данной агроэкоусадьбы условиям, предусмотренным в пункте 4 и абзаце втором части третьей пункта 5 Указа № 351.


Важно отметить, что комплексная объективная оценка агроэкоусадьбы, осуществляемая районной комиссией, проводится в отношении конкретной агроэкоусадьбы на предмет ее соответствия условиям, предусмотренным в пункте 4 и абзаце втором части третьей пункта 5 Указа № 351. В этой связи районная комиссия исследует агроэкоусадьбу на предмет соответствия всем указанным условиям вне зависимости от спектра услуг в сфере агроэкотуризма, предлагаемых к оказанию субъектом агроэкотуризма.


Осуществление административной процедуры по заявлениям субъектов агроэкотуризма также предполагает работу с документами, испрашиваемыми райисполкомами самостоятельно.


В отношении физических лиц – документы и (или) сведения, предусмотренные в пункте 651 приложения к постановлению Совета Министров от 18 сентября 2020 г. № 541 «О документах, запрашиваемых при осуществлении административных процедур»:

  • справка о месте жительства и составе семьи или копия лицевого счета;
  • справка, содержащая сведения о записях актов гражданского состояния;
  • справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых домах в населенном пункте по месту их жительства (пребывания);
  • выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок.


Как следует из указанного перечня, данные документы и (или) сведения во многом завязаны на совокупных условиях осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предусмотренных в пункте 4 Указа № 351. В особенности на том, что право собственности на жилой дом, как право собственности и иное вещное право на земельный участок могут находиться у самого субъекта агроэкотуризма – физического лица и (или) у членов его семьи.


Термин «члены семьи физического лица» используется в значении, используемом в пункте 9 приложения 1 к Указу № 351. Под таковыми понимаются родители (усыновители, удочерители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг (супруга), члены семьи супруга (супруги), в том числе умершего (умершей), опекун, попечитель и подопечный.


Согласно подпункту 5.2 пункта 5 Положения в отношении сельскохозяйственных организаций самостоятельно испрашиваются следующие документы и (или) сведения:

  • выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • справки о находящихся в собственности жилых домах в населенном пункте по месту нахождения этих жилых домов;
  • выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок.


Данные документы и (или) сведения также связаны с совокупными условиями осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предусмотренными в пункте 4 Указа № 351, а также со спецификой статуса сельскохозяйственных организаций как юридического лица.


Документы и (или) сведения, предусмотренные в пункте 5 Положения, могут испрашиваться либо посредством обращения в соответствующие государственные органы, либо с использованием автоматизированных информационных систем.


С учетом статьи 24 Закона «Об основах административных процедур» при рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений:

  • об отказе в принятии заявления заинтересованного лица (основания определены в пункте 6 Положения);
  • об осуществлении административной процедуры;
  • об отказе в осуществлении административной процедуры (основания предусмотрены в пункте 8 Положения).


Требования к оформлению административного решения районного исполкома предусмотрены в статьи 26 названного Закона.


На основании абзаца седьмого пункта 3 Положения райисполком принимает решение об осуществлении административной процедуры на основании письменного заключения районной комиссии по итогам комплексной объективной оценки, или отказе в ее осуществлении по основаниям, предусмотренным в пункте 8 настоящего Положения.


Из указанной нормы следует, что письменное заключение, подготавливаемое районной комиссией, является обязательным при принятии райисполкомом соответствующего административного решения. Таким образом, если агроэкоусадьба не соответствует хотя бы одному из условий, предусмотренных в пункте 4 и абзаце втором части третьей пункта 5 Указа № 351, на основании абзаца третьего пункта 8 Положения райисполком принимает решение об отказе в осуществлении административной процедуры.


Помимо этого, райисполком также отказывает в осуществлении административной процедуры по основаниям, предусмотренным в абзацах втором и третьем статьи 25 Закона «Об основах административных процедур». В частности:

  • в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица;
  • если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы.


В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30 названного Закона заинтересованное лицо обладает правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.


Административная жалоба направляется в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию) либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб.


В отношении райисполкомов вышестоящими органами являются областные исполнительные комитеты.


Согласно пункту 1 статьи 31 Закона «Об основах административных процедур» административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения.


Порядок рассмотрения административной жалобы и вынесения по ней решения определен в главах 8 и 9 названного Закона.

 

3. О прекращении деятельности субъекта агроэкотуризма на территории соответствующей агроэкоусадьбы

 

Наряду с порядком осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма Указ № 351 (пункт 8) предусматривает нормативное правовое регулирование в части прекращения субъектами агроэкотуризма своей деятельности.


При этом деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма может быть прекращена по решению:

  • субъекта агроэкотуризма;
  • райоисполкома по основаниям, установленным Советом Министров.


 

Рассмотрим каждый вариант.

 

Вариант 1 – прекращение деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма по решению субъекта агроэкотуризма


В отличие от начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма прекращение субъектом агроэкотуризма данной деятельности (на территории одной агроэкоусадьбы, если деятельность субъекта агроэкотуризма осуществляется на территории двух агроэкоусадеб) не является административной процедурой в значении, определенном в пункте 1 статьи 1 Закона «Об основах административных процедур».


Следовательно, прекращение субъектом агроэкотуризма своей деятельности реализуется в упрощенном порядке – посредством направления в районный исполком уведомления по форме согласно приложению 2 к постановлению Министерства спорта и туризма от 28 ноября 2022 г. № 50.


Часть третья пункта 8 Указа № 351 определила порядок направления уведомления о прекращении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма:

  • физическими лицами – в райисполком по месту нахождения агроэкоусадьбы, на территории которой прекращается деятельность;
  • сельскохозяйственными организациями – в райисполком по месту их государственной регистрации.


Согласно части четвертой пункта 8 Указа № 351 райисполком в течение пяти рабочих дней со дня регистрации письменного уведомления направляет его копию с указанием даты прекращения деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в налоговый орган по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма – физического лица либо по месту постановки на учет субъекта агроэкотуризма – сельскохозяйственной организации.


Важно отметить, что уведомление субъекта агроэкотуризма по аналогии с административными процедурами может быть подано в райисполком при личном обращении. В этой связи прием таких уведомлений осуществляется уполномоченными подразделениями райисполкома.


Согласно части пятой пункта 8 Указа № 351 субъект агроэкотуризма признается прекратившим деятельность (прекратившим деятельность на территории соответствующей агроэкоусадьбы) со дня регистрации райисполкомом письменного уведомления, указанного в части второй настоящего пункта.
 

 

Вариант 2 – прекращение деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма по решению райисполкома по основаниям, установленным Советом Министров


Согласно части первой пункта 9 Положения райисполком принимает решение о прекращении деятельности субъекта агроэкотуризма на территории соответствующей агроэкоусадьбы, если:

  • в процессе деятельности субъекта агроэкотуризма на территории соответствующей агроэкоусадьбы выявлены несоответствия данной агроэкоусадьбы условиям, предусмотренным в пункте 4 и абзаце втором части третьей пункта 5 Указа № 351, что подтверждается письменным заключением районной комиссии;
  • имеются систематические (два и более раза в течение года) нарушения субъектом агроэкотуризма законодательства в сфере агроэкотуризма.


Данные основания обусловлены различными обстоятельствами для принятия райисполкомами соответствующих решений и, следовательно, влекут различные последствия.


В первом случае райисполком выносит решение, если в процессе деятельности субъекта агроэкотуризма обнаружены несоответствия агроэкоусадьбы условиям пункта 4 и части третьей пункта 5 Указа № 351.


При этом обнаруженные несоответствия могут быть устранимыми и с учетом нормы абзаца третьего пункта 6 Положения субъект агроэкотуризма, заинтересованный в продолжении своей деятельности, направляет в районный исполком новое письменное заявление не ранее чем по истечении одного месяца со дня принятия районным исполкомом соответствующего решения.


При поступлении нового письменного заявления районный исполком работает согласно алгоритму, предусмотренному в Положении, и выносит административное решение на основании подготовленного районной комиссией нового письменного заключения по итогам вновь проведенной комплексной объективной оценки.


Во втором случае райисполком принимает решение о прекращении деятельности субъекта агроэкотуризма в связи с систематическим (два и более раз в течение года) нарушением субъектом агроэкотуризма законодательства в сфере агроэкотуризма.


К числу таких нарушений также могут относиться, в том числе, совершенные административные правонарушения за нарушение законодательства в сфере агроэкотуризма.


Независимо от основания прекращения деятельности субъекта агроэкотуризма на территории соответствующей агроэкоусадьбы согласно части второй пункта 9 Положения райисполком направляет копии принятого решения в течение пяти рабочих дней со дня его принятия субъекту агроэкотуризма и в налоговый орган по месту нахождения соответствующей агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма – физического лица либо по месту постановки на учет субъекта агроэкотуризма – сельскохозяйственной организации.


На основании части пятой пункта 8 Указа № 351 в случае прекращения деятельности субъекта агроэкотуризма по решению райисполкома субъект агроэкотуризма признается прекратившим деятельность (прекратившим деятельность на территории соответствующей агроэкоусадьбы) со дня принятия районным исполкомом решения или в иной установленный в таком решении срок.

 

4. О представлении информации о заключении (отсутствии) договоров на оказание в отчетном году услуг в сфере агроэкотуризма в налоговые органы


Пунктом 9 Указа № 351 определен порядок подачи информации в налоговые органы о заключении (отсутствии) договоров на оказание в отчетном году услуг в сфере агроэкотуризма, на основании которых формируется представление как о деятельности отдельного субъекта агроэкотуризма, так и об агроэкотуризме в целом.


Так, пунктом 9 Указа № 351 определены сроки подачи в налоговые органы такой информации, а также компетенция Министерства по налогам и сборам на установление соответствующей формы информации.


Таковая установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 24 января 2011 г. № 4 «Об установлении формы информации о заключении (отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в отчетном году».
 

Важно отметить, что информация представляется в налоговые органы как в процессе осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, так и при прекращении субъектами агроэкотуризма своей деятельности.
 

Непредставление физическим лицом или сельскохозяйственной организацией в налоговый орган информации по установленной форме о договорах на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных в истекшем году, может повлечь наступление административной ответственности на основании части 2 статьи 24.47 КоАП.

 

5. Об ответственности за нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

 

Согласно пункту 10 Указа № 351 субъекты агроэкотуризма несут ответственность за нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в соответствии с законодательными актами.
 

В настоящее время основные составы правонарушений за нарушение законодательства в сфере агроэкотуризма предусмотрены в статье 24.47 КоАП.
 

Органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях по вышеуказанной статье и составляющими протоколы по данным правонарушениям, являются:

  • сельский, поселковый исполком (статья 3.3 и абзац пятый пункта 2 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса);
  • налоговые органы (статья 3.13 и пункт 9 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса).


Важно отметить, что систематическое (два и более раз в течение года) нарушение субъектом агроэкотуризма законодательства в сфере агроэкотуризма, в том числе за совершение административных правонарушений за нарушение законодательства в сфере агроэкотуризма, служит основанием для вынесения райисполкомом решения о прекращении деятельности субъекта агроэкотуризма на территории соответствующей агроэкоусадьбы на основании абзаца третьего части первой пункта 9 Положения, о чем речь велась ранее.


При вынесении такого решения субъект агроэкотуризма фактически не сможет осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, поскольку на основании абзаца четвертого пункта 6 Положения субъекту агроэкотуризма как заявителю будет отказано в принятии письменного заявления, если новое письменное заявление направлено в райисполком ранее шести месяцев со дня принятия данного решения.

 

Информация предоставлена Министерством спорта и туризма Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С 1 октября 517 ИП перешли в статус коммерческой организации

  Наиболее активно «бесшовным переходом» пользуются предприниматели стол...

21 ноября 2024 г. 14:18

читать подробнее

В Минтруда рассказали, кто и в каком объеме платит взносы в ФСЗН

В ведомстве рассказали, что работодатели за работающих граждан обязаны уплачивать 34% от фонда зараб...

20 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее