Изменения по уплате взносов в ФСЗН для ИП и плательщиков налога на профессиональный доход: разъяснение Минтруда с примерами



Фото: Canva

Минтруда и соцзащиты подготовлен проект Закона об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного  обеспечения. Документ находится на рассмотрении в профильной комиссии Палаты представителей Национального собрания РБ.

 

Какие нововведения предусмотрены Проектом
 

1. Для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД)


У плательщиков НПД по итогам каждого календарного года появится возможность, при желании, доплатить взносы на пенсионное страхование. Данная категория граждан сможет самостоятельно гибко управлять формированием своего страхового стажа для будущей трудовой пенсии.


Предусмотрено право (при желании) доплатить взносы в бюджет Фонда социальной защиты населения.


Данная норма направлена на усиление мер поддержки плательщиков НПД в части формирования будущих пенсионных прав.


Так, по истечению календарного года Фондом будет рассчитана сумма взносов на пенсионное страхование, доплата которой позволит плательщику НПД сформировать «полный» страховой стаж.
 

Таким образом, для каждого плательщика НПД Фондом будет рассчитана сумма разницы между минимальной суммой уплаты взносов в бюджет ФСЗН на пенсионное страхование для формирования полного страхового стража и фактически уплаченной суммой на данный вид страхования в период осуществления деятельности.


Важно! Плательщик НПД самостоятельно принимает решение о необходимости доплаты таких взносов в ФСЗН.

 

Пример.

Гражданин, зарегистрировался в качестве плательщика НПД с 1 января 2024 г. В течение календарного года отражал доход, который в совокупности составил  20 000 рублей. 
Из полученного дохода уплатил налог 10% равный 2000 рублей (отказался от налогового вычета) и, следовательно, в ФСЗН в качестве взносов поступило 60% налога – 1200 рублей.


Согласно требованиям пенсионного законодательства для зачета года страхового стажа необходима сумма взносов не менее 29% от 12 минимальных зарплат – 2178,48 рублей (626*12*29%).


В соответствии с проектом Закона у данного плательщика НПД появится возможность доплатить 978,48 рублей (2017,48 рублей- 1200 рублей) для формирования «полного» страхового стажа за 2024 г.


 

2. Для индивидуальных предпринимателей, плательщиков подоходного налога


ИП будут платить взносы в Фонд из фактического заработка, но с применением дифференцированного подхода к минимальному порогу, если годовая сумма превысит 12 средних заработных плат по республике.


Устанавливается дифференцированный порядок уплаты взносов в ФСЗН из размера минимальной заработной платы с учетом получаемого дохода. При этом учитывается чистый доход за вычетом расходов. 


✔️Для ИП, получивших доход за календарный год до 12 минимальных заработных плат (МЗП) – взносы в ФСЗН уплачиваются в размере 35 процентов из фактического дохода (в действующем законодательстве – не ниже чем из размера 12 МЗП).

✔️Для ИП с доходом за календарный год от 12 МЗП до 12 средних заработных плат по республике (СЗП) – взносы в ФСЗН в размере 35 процентов из 12 МЗП (аналогично, как в действующем законодательстве).

✔️Для ИП с доходом за календарный год от 12 СЗП до 60 СЗП – взносы в ФСЗН в размере 35 процентов из 24 МЗП (в действующем законодательстве – не ниже чем из размера 12 МЗП).

✔️Для ИП с доходом за календарный год более 60 СЗП – взносы в ФСЗН в размере 35 процентов из 36 МЗП (в действующем законодательстве – не ниже чем из размера 12 МЗП).

 

Важно! Для ИП, плательщиков единого налога, сохраняется действующий порядок – взносы в ФСЗН уплачиваются в размере 35 процентов от МЗП за месяцы уплаты единого налога.

 

Примеры.


1. ИП заключил договор аренды на 2024 г., в рамках которого ежемесячно получает 500 рублей. Годовая сумма дохода составит 6 000 рублей.


В условиях действующего законодательства ИП должен заплатить в бюджет фонда – 2629,2 рублей (626*12*35%).


По проекту Закона взносы в ФСЗН составят – 2 100,0 рублей (6000*35%).
 


2.  У ИП мелкое производство, в результате которого доход за 2024 год составил 30 000 рублей, а расходы сложились 5 000 рублей. 


Годовая сумма дохода для расчета взносов в ФСЗН составит 25 000 рублей. (30 000 руб. дохода – 5 000 руб. расходы)


В условиях действующего законодательства ИП должен заплатить в бюджет фонда – 2 629,2 рублей (626*12*35%). 


По проекту Закона взносы в ФСЗН составят – 2 629,2 рублей (из расчета 12 МЗП, т.к. доход ИП более 12 МЗП, но менее 12 СЗП).

 


3. ИП осуществлял деятельность весь год, по итогам 2024 года доход ИП составил 120 000 рублей, расходы 20 000 рублей. 


Годовая сумма дохода для расчета взносов в ФСЗН составит 100 000 рублей. (120 000 руб. дохода – 20 000 руб. расходы)

 

В условиях действующего законодательства ИП должен заплатить в бюджет фонда – 2 629,2 рублей (626*12*35%). 


По проекту Закона взносы в ФСЗН составят – 5 258,4 рублей (из расчета 24 МЗП, т.к. доход ИП более 12 СЗП, но менее 60 СЗП).

 

При расчете использованы следующие величины МЗП=626 руб., СЗП=2 161,1 руб.


 

3. Упрощается порядок взаимодействия всех ИП с ФСЗН


Для ИП упростится порядок взаимодействия с ФСЗН. Достаточно будет только оплатить сумму страховых взносов, которую Фонд по итогам календарного года сам рассчитает и выставит к оплате на основании данных МНС. Внесение информации в персучет Фонд возьмёт также на себя, тем самым ИП смогут забыть про то, как заполнять и представлять форму ПУ-3 за них это сделает Фонд, при наличии оплаты выставленной суммы.


Всю нагрузку по администрированию и формированию ИП как социальных, так и пенсионных прав, берет на себя Фонд.


Достаточно будет только оплатить сумму страховых взносов, которую Фонд по итогам календарного года сам рассчитает и выставит к оплате на основании данных МНС. Внесение информации в персучет Фонд возьмёт также на себя, тем самым ИП смогут забыть про то, как заполнять и представлять форму ПУ-3 – за них это сделает Фонд, при наличии оплаты выставленной суммы. Таким образом, ИП останется только дождаться от Фонда выставленной к уплате суммы взносов и оплатить ее.


 

4. Для работодателей, выплачивающих заработную плату «в конвертах», и  работников, получающих зарплаты «в конвертах»


Усиливается контроль за реализацией прав граждан на социальное и пенсионное обеспечение. При «серой занятости» либо «зарплате в конвертах» работодатель уплатит взносы в ФСЗН из выплаченных сумм, но не менее чем из 5 СЗП.


Для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН – исходя из фактических выплат.


В случае установления факта выплаты заработной платы «в конвертах» для работодателей предусмотрена отмена ограничения по максимальному объекту для начисления взносов – пятикратная величина СЗП.  Уплата взносов будет производиться из фактических выплат, но не ниже 1/30 пятикратной величины СЗП.

 

Пример. 

Контролирующими органами установлена выплата заработной платы «в конвертах» 5 работникам организации за апрель 2024 года, один из них получил зарплату в размере 2 000 рублей, четверо в размере 15 000 рублей каждый.


Взносы в ФСЗН за работника, получившего зарплату 2 000 рублей, составят  3 781,93 руб. (2 161,1 (СЗП за март)*5*35%).


Взносы в ФСЗН за работников, получивших зарплату по 15 000 рублей, составят  21 000 руб. (15 000*4 *35%).


Для работников, получающих зарплату в конвертах, в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП.

 

Пример.

В документах индивидуального учета доход для будущей пенсии у работников, получивших в апреле 2024 года  заработную плату «в конвертах» составит 626 рублей.


 

5. Устанавливается особый порядок расчета пени на суммы недоимки, возникшей при расчете (перерасчете) пособий по временной нетрудоспособности (беременности и родам)


Снижается административная и финансовая нагрузка на бизнес. Пени за переплаченные больничные будут начисляться реже – только в случае, если сумма переплаты по больничному листку не возмещена в бюджет фонда в месяце, следующем за отчётным кварталом.


С учетом новаций по расчету больничных листков, проектом предусмотрено смещение сроков расчета пени для предоставления нанимателю возможности на взыскание переплат пособий для их дальнейшего возмещения Фонду – с месяца выплаты пособия на месяц, следующий за кварталом, в котором переплачено пособие.

 

Пример.

Больничные рассчитываются на основании документов персонифицированного учета. Работодатель выплатил больничный листок, а после его выплаты откорректировал неверно поданные документы персонифицированного учета. По вине работодателя сложилась переплата больничного листка. Работодатель должен удержать со своего работника переплаченную сумму больничного листка.


С учетом новаций законодательства на сумму переплаты  пеня будет рассчитана только в случае ее невозмещения по истечению отчетного квартала. Иными словами сдвигаются сроки расчета для предоставления возможности возврата переплаты сумм больничных.


6. Иные нормы с учетом корректировки смежного законодательства и сложившейся практики работы. 


По информации Минтруда и соцзащиты




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В Палате представителей рассмотрели проект Закона «О деятельности по налоговому консультированию»

23 октября 2024 года под председательством Николайкина В.П. состоялось расширенное заседание...

24 октября 2024 г. 14:47

читать подробнее

Страхование жизни и дополнительной пенсии работников с 1 января 2025 года

В Беларуси определен перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых ор...

22 октября 2024 г. 12:20

читать подробнее