В МАРТ рассказали про составляющие качества интернет-торговли, обязанности владельцев интернет-площадок и изменения в правилах продажи товаров



Фото: Canva

12 августа в БЕЛТА прошла пресс-конференция «Развитие интернет-торговли в Беларуси. Права покупателей и обязанности продавцов», в которой приняли участие представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ).

Замначальника отдела методологии управления организации торговли и общественного питания МАРТ Наталия Черепович напомнила, что изменения в закон Беларуси «О государственном регулировании торговли и общественного питания» вступили в силу 11 июля 2024 года.

Нововведениями предусмотрено расширение перечня интернет-технологий, используемых для розничной торговли через интернет, и вовлечение в правовое поле субъектов хозяйствования, которые торгуют в интернете не через собственные интернет-магазины, а на интернет-площадках с использованием приложений для мобильных устройств и мессенджеров.

Также изменились правила продажи товаров при дистанционной торговле, в которых закрепили такие новые понятия, как «интернет-площадка», «пункт выдачи заказов», «владелец интернет-площадки», «владелец пункта выдачи товаров», и былы установлены требования к ним.

 

Обязанности владельцев интернет-площадок и пунктов выдачи заказов


К обязанности владельцев интернет-площадок и пунктов выдачи заказов относится доведение до сведения покупателя необходимой информации

  • о себе: местонахождение, номера телефонов, адрес электронной почты, номера телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту госрегистрации, режим работы,
  • о продавцах, которая должна содержать их наименование, местонахождение, режим работы и телефоны.


Также владельцы интернет-площадок должны размещать информацию о предоставлении услуг на интернет-площадке и обеспечить техническую возможность направления покупателями обращений и жалоб в электронной форме.

В обязанности владельцев интернет-площадок, кроме того, входит размещение на интернет-площадке или в пункте выдачи заказов информации о приостановлении, прекращении работы или изменении правил предоставления услуг не позднее, чем за 15 дней до наступления событий. Владельцы интернет-площадок и пунктов выдачи заказов также обязаны оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством «О защите прав потребителей».

На законодательном уровне установлены и особенности доведения до сведения покупателей информации о товарах, продажа которых людям, не достигшим определенного возраста, запрещена, а также передачи таких товаров покупателю. Как пояснила представитель МАРТ, этот механизм предполагает, что информация о товарах будет предоставляться после подтверждения покупателем на интернет-ресурсе или интернет-площадке своего возраста, а выдача – после предъявления покупателям, заключившим договор, документа, содержащего дату рождения, фото или цифровой портрет, которые позволят установить возраст и личность этого покупателя.

✔️Дополнительно установлены особенности заключения договора о розничной купле-продаже в интернете.

 

Торговля БАДами, пиротехникой, лекарствами


Еще одно изменение в правилах продажи товаров при дистанционной торговле – снятие запрета на дистанционную торговлю биологически активными добавками к пище, пиротехническими изделиями бытового назначения, лекарственными и ветеринарными средствами. Специалисты предполагают, что это позволит обеспечить равные условия в дистанционной торговле для резидентов и нерезидентов Беларуси.

 

Составляющие качества интернет-торговли


Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик назвала 3 составляющие качества интернет-торговли.

1. Первая составляющая качества интернет-торговли – полная и правдивая информация о продавце и о товаре.

«С чего начинается интернет-торговля? Потенциальный покупатель заходит на сайт интернет-магазина либо интернет-площадки. Для него важно, чтобы он мог качественно выбрать товар. Для этого ему необходима информация о продавце и о товаре. Чтобы продавец перестал быть анонимным, следует указывать его наименование, местонахождение, контакты, – заметила эксперт. – Если какая-либо информация о товаре не отражена на сайте интернет-магазина или передана некорректно, мы не можем говорить о свободном выборе потребителя».


2. Вторая составляющая – обязанность продавца передать потребителю товар, качество которого соответствует предъявляемым не только законодательством, но и самим покупателем требованиям.

«Если потребитель просит подобрать товар, который соответствует таким-то характеристикам, то передача ему при покупке товара, который не соответствует этим характеристикам, будет считаться передачей товара ненадлежащего качества. Поэтому соблюдение этого критерия так важно», – подчеркнула Инна Гаврильчик.


3. Третья составляющая – уровень отлаженности обратной связи.

«Большая часть нашей работы – рассмотрение обращений граждан, из которых видно, что многие спорные вопросы могли быть разрешены при высоком качестве обратной связи. Если бы на обращения отвечали не боты, а люди, – рассказала представитель МАРТ. – Кстати, некоторые интернет-продавцы всерьез задумались о том, чтобы поставить на службу такого общения искусственный интеллект. Безусловно, мы пониманием, что крупным интернет-площадкам или магазинам не всегда хватает трудового ресурса для подобной работы, поэтому современные технологии, конечно, пригодятся им и для экономии финансов, и во избежание разногласий с покупательской аудиторией».


Эксперт также обратила внимание, что покупка для потребителя не завершается в момент получения товара. Важно обеспечить обслуживание этого товара, его ремонт. Обратную связь с покупателем продавцам необходимо поддерживать и по этой причине.

«В данном случае интернет-продавцам рекомендовано соблюдать сроки, предусмотренные законодательством, чтобы потом не оказаться с потребителем в суде и не нести дополнительные финансовые издержки. Речь идет о судебных расходах, о расходах на защиту через общественное объединение», – пояснила Инна Гаврильчик.




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С 1 октября 517 ИП перешли в статус коммерческой организации

  Наиболее активно «бесшовным переходом» пользуются предприниматели стол...

21 ноября 2024 г. 14:18

читать подробнее

В Минтруда рассказали, кто и в каком объеме платит взносы в ФСЗН

В ведомстве рассказали, что работодатели за работающих граждан обязаны уплачивать 34% от фонда зараб...

20 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее