Законопроект об инвестициях принят в первом чтении. Какие новые налоговые льготы для инвесторов появятся в Беларуси?



Фото: pexels

Депутаты приняли в первом чтении проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях».

Первый заместитель Министра экономики Чеботарь Ю.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Лагунова Г.Н. рассказали об основных положениях законопроекта.

Законопроектом закрепляется комплекс мер, направленных на расширение инвестиционной активности субъектов хозяйствования путем увеличения вариативности государственных инструментов поддержки инвестиционной деятельности, в том числе, введения дополнительных гарантий и преференций, снижения рисков для добросовестных инвесторов, упрощения условий работы с инвесторами, желающими реализовать инвестиционные проекты в регионах.

В законопроекте объединены нормы действующего Закона «Об инвестициях» и положения рассмотренного 22 июня 2023 года на совещании у Главы государства проекта Закона «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь». Нормы действующего законодательного акта также приведены в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

С учетом предложенных в законопроекте мер по совершенствованию реализации инвестиционных проектов предусматриваются следующие основные механизмы реализации инвестиционных проектов с предоставлением льгот и преференций.

 

Инвестиционный договор


1. Инвестиционный договор. Его планируется заключать для реализации преимущественно крупных инвестиционных проектов, которые будут соответствовать критерию минимального объема инвестиций.

Для инвестиционного договора сохраняются ранее предоставляемые льготы в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».

Также устанавливаются новые льготы:

  • освобождение от налога на прибыль от реализации товаров собственного производства, произведенных на созданных объектах недвижимого имущества, в течение 5 календарных лет после прекращения инвестиционного договора;
  • гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства для инвесторов в период действия инвестиционного договора, но не более 5 лет с даты регистрации договора;
  • возможность возмещения инвестору затрат (части затрат), связанных с созданием объектов (их частей) инфраструктуры (магистральной инженерной, распределительной инженерной и транспортной) и их благоустройством в пределах отдельных регионов, определенных Правительством.


 

Специальный инвестиционный договор


2. Специальный инвестиционный договор. Он представляет собой новый механизм, особый правовой режим инвестиционных договоров, предусматривающих реализацию инвестиционного проекта по организации производства на территории Республики Беларусь новой или усовершенствованной продукции с возможностью ее реализации в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника.

Специальный инвестиционный договор будет заключаться по конкурсу либо без его проведения в пределах отдельных регионов, определяемых Правительством.

При использовании данного механизма устанавливается возможность государственной закупки из одного источника определенного объема товара (наряду со льготами, предоставляемыми, как и при обычном инвестиционном договоре) после завершения организации производства.

 

Преференциальный инвестиционный проект


3. Преференциальный инвестиционный проект. Этот механизм позволит фокусироваться на проектах, важных для конкретного региона. Облисполкомы наделяются правом определять (исходя из перечня, установленного Правительством) приоритетные виды деятельности (секторы экономики), развитие которых наиболее важно для конкретного района и по которым возможна реализация рассматриваемых проектов без заключения инвестиционных договоров. 

Определяется, что преференциальный инвестиционный проект реализуется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на основании решения исполкома соответствующего уровня (за исключением Минского горисполкома). Решение будет приниматься на основании предпроектной (предынвестиционной) документации.

Наряду с этим, в законопроекте предусмотрены меры, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств и упорядочение подходов к оказанию государственной финансовой поддержки при реализации инвестиционных проектов: 

  • на системной основе предлагается внедрить механизм бюджетных трансфертов для компенсации части затрат по результатам реализации инвестиционного проекта. Порядок предоставления этих трансфертов будет определяться Правительством;
  • закрепляются нормы, касающиеся условий оказания государственной финансовой поддержки в виде предоставления бюджетных займов, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» (планируется отменить), и не определенные в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.


В законопроекте также сохраняется право Главы государства устанавливать дополнительные льготы и иные меры поддержки для реализации инвестпроектов.

В целом положения проекта Закона призваны стать действенным стимулом для повышения инвестиционной привлекательности страны, активизации инвестиций в производственный сектор, созданию условий для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для Республики Беларусь, для более активного инвестирования в экономику регионов.

После принятия решения по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» Председатель Палаты представителей особо отметил важность этого документа. 

— Его ожидают субъекты хозяйствования, регионы. Результаты работы экономики страны за десять месяцев свидетельствуют о положительной динамике по целому ряду позиций. В частности, рост валового внутреннего продукта составил 103,8 процентов к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах, привлечение инвестиций в основной капитал ––113,3 процентов.

Вместе с тем, для достижения выполнения целевого показателя по привлечению инвестиций (122,3 процента) требуется еще более напряженная работа, в том числе путем принятия качественных своевременных законодательных решений.


По сообщению официального телеграм-канала Палаты представителей




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С 1 октября 517 ИП перешли в статус коммерческой организации

  Наиболее активно «бесшовным переходом» пользуются предприниматели стол...

21 ноября 2024 г. 14:18

читать подробнее

В Минтруда рассказали, кто и в каком объеме платит взносы в ФСЗН

В ведомстве рассказали, что работодатели за работающих граждан обязаны уплачивать 34% от фонда зараб...

20 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее