Про новации законопроекта «О кредитных историях»



О функционировании института кредитных историй и планируемых изменениях в законодательство о кредитных историях корреспонденту БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Светлана Бартош.

«Закон «О кредитных историях» действует в Беларуси уже более 14 лет. Пять лет назад в него вносились определенные изменения. В силу стремительного развития цифровизации, в целях повышения уровня защищенности субъектов кредитных историй от мошеннических действий, для предотвращения недобросовестного использования кредитных отчетов следует определить основные направления дальнейшего совершенствования действующего законодательства», – рассказала Светлана Бартош.


Согласно действующему законодательству, в кредитную историю включаются сведения о кредитных договорах, договорах, содержащих условия овердрафтного кредитования, договорах займа, финансовой аренды (лизинга), финансирования под уступку денежного требования (факторинга), договорах, предусматривающих уступку денежного требования при совершении факторинговой операции, договорах залога, гарантии, поручительства, которые характеризуют субъекта кредитной истории и исполнение им принятых на себя обязательств. Законопроектом «Об изменении Закона Республики Беларусь «О кредитных историях» предлагается эти сведения дополнить договорами, содержащими условие о предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, сведения о которых будут в Национальный банк представлять юридические лица, реализующие товары, работы, услуги на условиях отсрочки или рассрочки оплаты. 

«К организациям, которые предоставляют потребителям товары и услуги на условиях отсрочки или рассрочки платежа, можно отнести такие крупные организации, как СООО «Мобильные ТелеСистемы», унитарное предприятие «A1», ООО» Триовист» (онлайн-гипермаркет 21vek.by) и другие», – уточнила парламентарий.


Дополнение кредитной истории сведениями о договорах, содержащих условие о предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, позволит кредиторам точнее оценивать долговую нагрузку и кредитоспособность физических лиц. Такая практика является распространенной: схожее правовое регулирование имеется в законодательстве, регулирующем кредитные истории в России, Казахстане и других странах.

«В кредитную историю не включаются сведения о договорах микрозайма, обеспеченных залогом движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, которое передано во владение (заклад) залогодержателю, и договорах обеспечения исполнения обязательств по ним. Введение данной нормы обусловлено спецификой работы ломбардов по предоставлению микрозаймов под залог движимого имущества, которое передано во владение (заклад) залогодержателя, – наличие прав на реализацию не востребованного заемщиком имущества, погашение требований заимодавца после реализации такого имущества, даже если сумма, вырученная от его реализации, недостаточна для их полного удовлетворения. Таким образом, задолженность по данным микрозаймам не оказывает существенного влияния на платежеспособность субъекта кредитной истории, но при этом предоставление данных сведений в Кредитный регистр создает существенную нагрузку на деятельность ломбардов и не соответствует международной практике», – дополнила Светлана Бартош.


В международной практике широкое распространение получила возможность установки в кредитных бюро самостоятельной блокировки предоставления кредитного отчета, которая используются как защита от мошенников, и самоограничение людей, имеющих разного рода зависимости. Так, законопроектом вводится возможность установления физическим лицом запрета на предоставление пользователям кредитной истории его кредитного отчета в связи с совершением (подозрением в совершении) в отношении его мошеннических действий, выявлением компрометации данных либо по иным причинам независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует.

«Принятие Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь »О кредитных историях» позволит получать более полную и достоверную информацию, характеризующую платежеспособность и своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам, повысит защищенность кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, позволит осуществлять более полную оценку кредитного риска и возможность его минимизации, повысить качество принимаемых решений по выдаче заемных средств, минимизировать издержки кредиторов, повысить эффективность их работы и как следствие будет способствовать развитию финансового рынка и надзора за ним, а также повысит устойчивость финансовой системы страны», – дополнила парламентарий.


Светлана Бартош уточнила, что работа над законопроектом еще идет. Ожидается, что он поступит в Парламент осенью.


Источник: БЕЛТА / Национальный правовой Интернет-портал




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С 1 октября 517 ИП перешли в статус коммерческой организации

  Наиболее активно «бесшовным переходом» пользуются предприниматели стол...

21 ноября 2024 г. 14:18

читать подробнее

В Минтруда рассказали, кто и в каком объеме платит взносы в ФСЗН

В ведомстве рассказали, что работодатели за работающих граждан обязаны уплачивать 34% от фонда зараб...

20 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее