Нацбанк об изменении Закона о кредитных историях



Фото: Canva

С 5 января 2025 г. вступят в силу основные изменения, касающиеся формирования кредитных историй и получения кредитных отчетов, предусмотренные Законом от 1 апреля 2024 г. № 362-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О кредитных историях».


Основной целью принятия Закона № 362-З являлось внесение в Закон от 10 ноября 2008 г. № 441-З «О кредитных историях» изменений, направленных на расширение источников формирования кредитных историй, перечня сведений, входящих в состав кредитной истории, закрепление возможности установления физическим лицом запрета на предоставление пользователям кредитной истории его кредитного отчета, а также внесение изменений уточняющего характера для урегулирования вопросов, возникающих в процессе формирования кредитных историй и предоставления кредитных отчетов.


В настоящий момент Закон «О кредитных историях» предусматривает формирование кредитных историй банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», микрофинансовыми и лизинговыми организациями по кредитным договорам, договорам, содержащим условия овердрафтного кредитования, займа, финансирования под уступку денежного требования (факторинга), финансовой аренды (лизинга), залога, поручительства и гарантий.


Для обеспечения более полной информации о долговой нагрузке и платежной дисциплине субъектов кредитной истории Законом предусмотрено расширение числа источников формирования кредитных историй за счет:

  • специализированных организаций и операторов сервиса онлайн-заимствования, которые являются источниками формирования кредитных историй в соответствии с Указами Президента от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов» и от 25 мая 2021 г. № 196 «О сервисах онлайн-заимствования и лизинговой деятельности». Таким образом, Закон «О кредитных историях» приводится в соответствие с нормами данных Указов;
  • организаций, которые приобрели права требования по кредитной сделке от источника формирования кредитной истории. Предусматривается обязательное предоставление сведений только по кредитным сделкам, права требования по которым были ей уступлены источником формирования кредитной истории, с момента уступки прав требования по кредитной сделке. Предусмотрен переход права получения кредитного отчета по соответствующему согласию к юридическому лицу, приобретшему право требования по кредитной сделке;
  • юридических лиц, реализующих товары, работы, услуги на условиях отсрочки или рассрочки оплаты. Законом предусмотрено, что юридические лица, реализующие товары, работы, услуги на условиях отсрочки или рассрочки оплаты, являются источниками формирования кредитной истории на добровольной основе и осуществляют предоставление сведений на основании договора информационного взаимодействия, заключаемого между Национальным банком и источником формирования кредитной истории и являющегося договором присоединения, условия которого определяются Национальным банком. При этом обязательность представления информации в Кредитный регистр по всем заключенным договорам, содержащим условие о предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, в данном случае возникает на основании заключенного договора информационного взаимодействия. Установлено, что Национальный банк имеет право запросить у источника формирования кредитной истории документы, подтверждающие достоверность представленных сведений, входящих в состав кредитной истории, и имеет право расторгнуть договор информационного взаимодействия, заключаемый между Национальным банком и источником формирования кредитной истории, в одностороннем порядке в случае нарушения требований, определенных Национальным банком;
  • иных источников формирования кредитных историй, помимо установленных Законом, определенных иными законодательными актами, для которых будет установлена обязательность представления сведений, входящих в состав кредитных историй. В частности, источниками формирования кредитных историй должны будут выступать организации, регулирование деятельности которых будет осуществляться Национальным банком в будущем.


Помимо расширения источников формированная кредитных историй Закон содержит нормы, изменяющие порядок доступа к кредитным историям, нацеленные на предотвращение недобросовестного поведения пользователей кредитных историй, повышающие уровень защищенности субъектов кредитной истории от мошеннических действий, упрощающие доступ субъектов кредитной истории к своему кредитному отчету, повышающие доступность для субъекта кредитной истории сведений, входящих в состав его кредитной истории.


Так, установлена обязательность указания в согласии на предоставление кредитного отчета цели получения пользователем кредитной истории кредитного отчета. При этом определена возможность для пользователя получать кредитные отчеты только в целях, указанных в согласии субъекта кредитной истории. Получение кредитного отчета в иных целях приравнено к получению кредитного отчета без согласия.


Национальному банку предоставлено право определять перечень возможных целей для получения кредитных отчетов, устанавливать срок действия согласия в зависимости от цели получения кредитного отчета, а также дополнять установленные Законом случаи, в которых пользователю кредитной истории может быть отказано в предоставлении кредитного отчета.


Предусмотрена возможность отзыва субъектом кредитной истории согласия на предоставление кредитного отчета в случае отсутствия между пользователем кредитной истории, которому оно предоставлено, и субъектом кредитной истории действующей кредитной сделки.


Определена возможность установления физическим лицом запрета на предоставление пользователям кредитной истории его кредитного отчета независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует. Данной возможностью физическое лицо сможет воспользоваться, например, в связи с совершением (подозрением совершения) в отношении его мошеннических действий, выявления компрометации данных либо по иным причинам.


В случае установления запрета на предоставление пользователям кредитной истории кредитного отчета пользователь кредитной истории, запросивший кредитный отчет, получает сообщение о запрете физического лица на предоставление пользователям кредитной истории кредитного отчета с указанием причины. В этом случае кредитный отчет пользователю кредитной истории не предоставляется, за исключением случая наличия в кредитной истории на дату запроса кредитного отчета действующей кредитной сделки, заключенной между запросившим кредитный отчет пользователем кредитной истории и субъектом кредитной истории, либо действующего денежного требования, права по которому уступлены запросившему кредитный отчет пользователю кредитной истории по договору факторинга или факторинговой операции, по которому субъект кредитной истории является должником.


Порядок установления и снятия физическим лицом запрета на предоставление пользователям кредитной истории кредитного отчета определяется Национальным банком.


Увеличено количество кредитных отчетов, предоставляемых субъекту кредитной истории Национальным банком без уплаты вознаграждения, до двух кредитных отчетов в течение календарного года, но не более одного раза на бумажном носителе.


Предусмотрена возможность получения субъектом кредитной истории кредитного отчета за вознаграждение без заключения с Национальным банком договора оказания информационных услуг.


В Законе также предусмотрена конкретизация ряда норм действующего Закона «О кредитных историях» с учетом практики их применения:

  • изменен порядок формирования сведений об оценке банком риска по активу и (или) условному обязательству по договорам факторинга, а также внесены изменения в порядок отражения сведений о закрытом факторинге – отражение сведений о данном договоре как в кредитной истории кредитора, так и в кредитной истории должника, с отражением в кредитной истории должника сведений о кредиторе (сведения будут предоставляться только самому субъекту). При этом предусматривается предоставление сведений об оценке банком риска по активу и (или) условному обязательству только пользователям-банкам;
  • установлено, что в случае невозврата заемщиком суммы микрозайма, обеспеченного залогом движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, которое передано во владение (заклад) залогодержателю, в срок, установленный договором микрозайма, не возвращенные своевременно суммы не подлежат отражению в кредитной истории как суммы просроченных платежей по возврату займа, уплате процентов за пользование им;
  • предусмотрена необходимость предоставления в кредитную историю наследника субъекта кредитной истории сведений о кредитных сделках, обязательства по которым перешли к наследнику при принятии наследства, при условии наличия вступившего в законную силу решения суда либо заключенного с источником формирования кредитной истории наследником соглашения, в соответствии с которым последний принял на себя исполнение обязательств по кредитной сделке;
  • предусмотрена возможность предоставления кредитного отчета в случае смерти физического лица его наследнику.


Информация предоставлена Национальным банком для Национального правового Интернет-портала




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С 1 октября 517 ИП перешли в статус коммерческой организации

  Наиболее активно «бесшовным переходом» пользуются предприниматели стол...

21 ноября 2024 г. 14:18

читать подробнее

В Минтруда рассказали, кто и в каком объеме платит взносы в ФСЗН

В ведомстве рассказали, что работодатели за работающих граждан обязаны уплачивать 34% от фонда зараб...

20 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее