Разъяснение МАРТ положений Указа № 171 «О принятии мер в области ценообразования»
Указом № 171 закреплено право Правительства «при необходимости стабилизации ценовой ситуации» утверждать перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются, и определять порядок формирования и применения цен (тарифов).
Указом № 171 также предусмотрены:
1) корректировка Указа от 5 декабря 2013 г. № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»: в целях дедолларизации экономики исключена привязка к доллару США роста платежей за жилищно-коммунальные услуги для физических лиц (теперь повышение тарифов будет эквивалентно 0,5 базовой величины);
2) с учетом сложившейся практики по регулированию цен (тарифов) внесение изменений в Указ от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» в части:
Например, введено согласование МАРТ цен (тарифов):
- на услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения, по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- тарифов на предоставляемые населению услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- стоимости образовательных программ высшего, среднего и специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, регулируемой Министерством образования Республики Беларусь;
- цен на нефтепродукты, используемых в качестве моторного топлива, при их реализации через автозаправочные станции.
Указом № 171 корректируется перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Правительством и иными государственными органами (организациями), определенный в приложении 1 к Указу № 72.
В основном изменения касаются уточнения наименований регулируемых позиций и приведению перечня в соответствие с иными нормативными правовыми актами в области ценообразования, так внесен ряд уточнений в рамках приведения Указа № 72 и Указа № 550 в соответствие с новой редакцией Жилищного кодекса.
Например, к компетенции Правительства отнесены:
- полномочия по регулированию цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые (выполняемые, оказываемые) в рамках государственного оборонного заказа (за исключением продукции (услуг) военного назначения);
- регулирование риэлтерских услуг, которые оказываются физлицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) в отношении жилых помещений, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей, машино-мест.
Уточнена сфера регулирования МАРТ:
✔️при установлении цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, данное регулирование не распространяется при реализации указанной продукции в магазины беспошлинной торговли, а также реализации ее в магазинах беспошлинной торговли;
✔️закреплено регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающих монопсоническое положение, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни);
✔️к компетенции МАРТ отнесено регулирование тарифов на пользование жилыми помещениями в государственных общежитиях (кроме относящихся к системе образования) и цен на продукцию, предназначенную для диетического питания в учреждениях здравоохранения.
При этом из полномочий МАРТ исключается регулирование тарифов на перевозку грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, услуги электросвязи общего пользования, а также на ряд иных услуг.
Облисполкомы и Мингорисполком наделяются полномочиями регулировать тарифы на услуги по управлению общим имуществом совместного домовладения в жилых домах, а также на услуги по техобслуживанию лифта для юридических лиц и граждан (в т.ч. индивидуальных предпринимателей), эксплуатирующих нежилые помещения.
Кроме того, приостанавливается действие подп. 1.3.1 п. 1 Декрета Президента от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», которым предоставлялось право коммерческим организациям, расположенным в сельской местности, реализовывать на экспорт сухое обезжиренное молоко и масло без биржевых торгов на Белорусской универсальной товарной бирже.
Официально Указ № 171 опубликован 14 июня 2023 г. и вступает в силу в следующем порядке:
- действие подп. 1.3.1 п. 1 Декрета № 6 приостанавливается через 3 месяца после официального опубликования;
- изменения, внесенные в Указ № 72, в Указ № 550, в Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики», – через 3 месяца после официального опубликования;
- изменения, внесенные в Указ № 550, вступают в силу с 1 января 2024 г.;
- иные положения вступают в силу с 15 июня 2023 г.
МАРТ обращает внимание регуляторов на необходимость приведения в течение трех месяцев актов законодательства в соответствии с Указом № 171.
По информации МАРТ