Что такое интернет-магазин в Беларуси? МАРТ об изменении закона о госрегулировании торговли и общественного питания
В МАРТ разъяснили основные положения Закона № 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (Закон).
Так, документом вносятся изменения в:
- Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания»;
- Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».
Основные положения Закона направлены на:
- унификацию требований к организации и осуществлению торговой деятельности на территории Республики Беларусь и Российской Федерации;
- создание дополнительных условий для развития отечественного производства и насыщения потребительского рынка качественными товарами;
- создание дополнительных условий для развития конкуренции на рынке розничной торговли и совершенствование правового регулирования отношений в области интернет-торговли.
В этих целях в Законе предусмотрено три блока мер.
Первый блок мер направлен на реализацию мероприятий Союзной программы по унификации требований к организации и осуществлению торговой деятельности, утвержденной Декретом Высшего государственного совета от 4 ноября 2021 г. № 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 – 2023 годы», исходя из наиболее льготного режима, действующего на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, и предусматривает меры, направленные на либерализацию условий ведения бизнеса:
- исключение понятий «крупный магазин» и «сеть общественного питания» и предъявляемых к ним требований;
- отмену обязанности субъектов хозяйствования подавать в местные исполнительные и распорядительные органы уведомление о начале осуществления экономического вида деятельности (в отношении розничной и оптовой торговли, общественного питания);
- отмену обязанности согласования с местными исполнительными и распорядительными органами ночного (после 23.00 и до 7.00) режима работы объектов торговли и общественного питания. Исключение составят объекты, в которых в ночное время реализуются алкогольные, слабоалкогольные напитки и (или) пиво.
Второй блок мер направлен на оказание поддержки отечественным производителям и насыщение потребительского рынка качественными товарами и предусматривает:
- введение запрета на возмещение торговым сетям затрат на утилизацию продовольственных товаров;
- введение запрета на возврат торговыми сетями поставщикам продовольственных товаров со сроком годности до 30 дней;
- введение запрета на предоставление вознаграждений за осуществление операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, а также иных видов вознаграждений, определенных Советом Министров Республики Беларусь;
- предоставление Совету Министров полномочий на определение порядка расчетов при поставке отдельных видов товаров;
- закрепление обязанности субъектов розничной торговли разрабатывать и согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте;
- введение обязанности субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров представлять Министерству антимонопольного регулирования и торговли, облисполкомам и Минскому горисполкому, а в случаях, установленных законодательными актами, иным государственным органам по их запросу и в установленные ими сроки информацию, необходимую для принятия мер в соответствии с возложенными на указанные органы полномочиями в области торговли и общественного питания.
Интернет-торговля
Третий блок мер направлен на создание условий для развития конкуренции на рынке розничной торговли и совершенствование правового регулирования отношений в области интернет-торговли и предусматривает:
- изменение порядка начала осуществления торговли и общественного питания – любой торговый объект, объект общественного питания, торговый центр, рынок и интернет-магазин сможет начать работу только со дня включения сведений о нем в Торговый реестр;
- расширение перечня технологий, с помощью которых осуществляется розничная торговля с использованием сети Интернет (не только через интернет-магазин, но и с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет).
В Законе прописано, что субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин и (или) с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предоставляющих возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и на этих ресурсах.
Также уточены определения отдельных терминов: торговый объект, объект общественного питания и др.
Введен ряд новых терминов: «интернет-магазин», «услуги по продвижению товаров»:
- интернет-магазин – сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на этом сайте;
- услуги по продвижению товаров – услуги по рекламированию товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков и (или) логотипов, исследованию потребительского спроса, проведению маркетинговых исследований и (или) подготовке информации о таких исследованиях, подготовке иной информации о товарах, иные услуги, направленные на повышение спроса на товары.
Изменения вступят в силу с 11 июля 2024 года.
Информация предоставлена МАРТ для Национального правового Интернет-портала