Закон о страховой деятельности опубликован на Pravo.by. Комментарий Минфина об изменениях в страховании
На Национальном правовом портале опубликован Закон Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности».
Законом закреплены основы организации страховой деятельности, основные термины в сфере страхования и их определения, права и обязанности участников страхового рынка, полномочия по регулированию отношений в сфере страхования.
Регулирование отношений по обязательному страхованию сохранится за Президентом Республики Беларусь.
Как сообщили в Минфине, основными новациями Закона являются:
- снятие ограничений для государственных страховых организаций по размещению средств страховых резервов и собственных средств в негосударственных банках;
- предоставление права организациям государственного сектора заключать договоры добровольного страхования с негосударственными страховщиками;
- введение новой формы страхования «вмененного страхования».
Учитывая возрастающую заинтересованность граждан и субъектов хозяйствования в комплексной защите рисков, предусмотрена возможность формировать комплексные страховые продукты. Расширяются возможности использования информационных технологий в страховании. Так, граждане смогут заключать договоры страхования не только через сайты страховщиков, но и через мобильные приложения.
Министерство финансов – об изменении законодательства о страховании
Закон нацелен на:
- консолидацию и закрепление на уровне Закона общих правовых и организационных основ осуществления страховой деятельности;
- обеспечение полноты правового регулирования отношений в сфере страхования;
- принятие дополнительных мер для защиты прав страхователей (выгодоприобретателей) и застрахованных лиц;
- создание предпосылок к повышению деловой активности страховых организаций;
- обеспечение стабильности страхового рынка.
В частности, Закон устанавливает полномочия Главы государства по регулированию конкретных видов обязательного страхования, добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии и страхования объектов атомной электростанции. Также за Главой государства сохраняются полномочия по определению основных направлений государственной политики и установлению особенностей регулирования в сфере страхования.
Для обеспечения гибкости и оперативности в регулировании отрасли полномочия по детализации условий осуществления страховой деятельности сохранены за Правительством (например, в части определения порядка инвестирования страховых резервов, передачи страхового портфеля, обеспечения минимального уставного фонда). На Министерство финансов возлагается регулирование профильных узконаправленных вопросов и надзор за страховой деятельностью.
Основные изменения в регулировании страховой деятельности связаны со снятием ограничений для государственных страховых организаций по размещению средств страховых резервов и собственных средств в негосударственных банках и предоставлением права организациям государственного сектора заключать договоры добровольного страхования с негосударственными страховщиками.
Изменены подходы к обеспечению страховыми организациями и страховыми брокерами минимального размера уставного фонда. Так, в настоящее время минимальный размер уставного фонда обеспечивается денежными средствами на счетах в банках. После вступления в силу Закона в качестве обеспечения будут приниматься иные активы в порядке и на условиях, определенных Советом Министров Республики Беларусь.
Новеллой законодательства о страховании также стали положения, регулирующие вопросы организации корпоративного управления страховой организацией.
В связи с ростом случаев законодательного установления обязанности субъектов хозяйствования страховать свою ответственность как условие осуществления вида деятельности (например, страхование ответственности нотариусов, налоговых консультантов, при осуществлении деятельности, связанной с таможенными правоотношениями) Законом введена сформировавшаяся на практике смешанная форма страхования – «вмененное страхование». В отличие от обязательного, вменное страхование не предполагает фиксацию абсолютно одинаковых для всех условий страхования и страховых тарифов, что дает возможность страхователям выбрать как в рамках добровольного страхования наиболее приемлемые и выгодные условия, учитывающие специфику их деятельности.
С учетом устоявшейся правоприменительной практики в Закон включена классификация видов страхования, определены и расширены основные объекты страхования, предоставлена возможность сочетать различные объекты в одном виде страхования и, соответственно, формировать комплексные страховые продукты. Данная необходимость обусловлена возрастающей заинтересованностью страхователей в комплексной защите рисков, возникающих в их жизни и деятельности.
Для расширения использования информационных технологий в страховании Законом определены особенности обмена информацией в электронном виде при осуществлении страховой деятельности.
Ряд новшеств затронуло сегмент страхования жизни, в том числе:
- Правительство Республики Беларусь наделено полномочиями на установление по договорам, относящимся к страхованию жизни, заключаемым страхователями – организациями в пользу физических лиц, работающих в такой организации по трудовым договорам (далее – договоры в пользу работников), предельного размера страховой суммы на застрахованное лицо и предельного размера страхового взноса, на который не начисляются взносы в Фонд социальной защиты населения;
- установлен минимальный срок действия договоров в пользу работников (не менее трех лет), также по решению Совета Министров Республики Беларусь будет определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации смогут заключать указанные договоры;
- закреплены правовые основы инвестиционного страхования жизни.
В целях защиты прав потребителей страховых услуг введен «период охлаждения» – срок, в течении которого страхователь-физическое лицо сможет отказаться от договора страхования с возвратом страхового взноса в полном объеме. Обязательное условие – отсутствие событий, которые носят признаки страхового случая. Период охлаждения может устанавливаться в договоре добровольного страхования соглашением сторон, за исключением договоров страхования жизни.
Для повышения доступности информации о страховых услугах Законом на Министерство финансов Республики Беларусь возлагается обязанность формировать и размещать на своем официальном сайте реестр видов страхования, которые осуществляют страховые организации.
Иные положения, впервые подлежащие закреплению в законодательстве о страховании, обусловлены правоприменительной практикой, гармонизацией в рамках Союзного государства и ЕАЭС, необходимостью приведения в соответствие с изменившимися законодательными актами.
В целях комплексности правового регулирования Законом скорректированы положения главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Закон, за исключением его отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2025 года.
По информации Национального правового интернет-портала