Закон о страховой деятельности опубликован на Pravo.by. Комментарий Минфина об изменениях в страховании



Фото: freepik

На Национальном правовом портале опубликован Закон Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности».

Законом закреплены основы организации страховой деятельности, основные термины в сфере страхования и их определения, права и обязанности участников страхового рынка, полномочия по регулированию отношений в сфере страхования.
 

Регулирование отношений по обязательному страхованию сохранится за Президентом Республики Беларусь.
 

Как сообщили в Минфине, основными новациями Закона являются:

  • снятие ограничений для государственных страховых организаций по размещению средств страховых резервов и собственных средств в негосударственных банках;
  • предоставление права организациям государственного сектора заключать договоры добровольного страхования с негосударственными страховщиками;
  • введение новой формы страхования «вмененного страхования».


Учитывая возрастающую заинтересованность граждан и субъектов хозяйствования в комплексной защите рисков, предусмотрена возможность формировать комплексные страховые продукты. Расширяются возможности использования информационных технологий в страховании. Так, граждане смогут заключать договоры страхования не только через сайты страховщиков, но и через мобильные приложения.

 

Министерство финансов – об изменении законодательства о страховании 


Закон нацелен на:

  • консолидацию и закрепление на уровне Закона общих правовых и организационных основ осуществления страховой деятельности;
  • обеспечение полноты правового регулирования отношений в сфере страхования;
  • принятие дополнительных мер для защиты прав страхователей (выгодоприобретателей) и застрахованных лиц;
  • создание предпосылок к повышению деловой активности страховых организаций;
  • обеспечение стабильности страхового рынка.

 

В частности, Закон устанавливает полномочия Главы государства по регулированию конкретных видов обязательного страхования, добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии и страхования объектов атомной электростанции. Также за Главой государства сохраняются полномочия по определению основных направлений государственной политики и установлению особенностей регулирования в сфере страхования.


Для обеспечения гибкости и оперативности в регулировании отрасли полномочия по детализации условий осуществления страховой деятельности сохранены за Правительством (например, в части определения порядка инвестирования страховых резервов, передачи страхового портфеля, обеспечения минимального уставного фонда). На Министерство финансов возлагается регулирование профильных узконаправленных вопросов и надзор за страховой деятельностью.


Основные изменения в регулировании страховой деятельности связаны со снятием ограничений для государственных страховых организаций по размещению средств страховых резервов и собственных средств в негосударственных банках и предоставлением права организациям государственного сектора заключать договоры добровольного страхования с негосударственными страховщиками.


Изменены подходы к обеспечению страховыми организациями и страховыми брокерами минимального размера уставного фонда. Так, в настоящее время минимальный размер уставного фонда обеспечивается денежными средствами на счетах в банках. После вступления в силу Закона в качестве обеспечения будут приниматься иные активы в порядке и на условиях, определенных Советом Министров Республики Беларусь.


Новеллой законодательства о страховании также стали положения, регулирующие вопросы организации корпоративного управления страховой организацией.


В связи с ростом случаев законодательного установления обязанности субъектов хозяйствования страховать свою ответственность как условие осуществления вида деятельности (например, страхование ответственности нотариусов, налоговых консультантов, при осуществлении деятельности, связанной с таможенными правоотношениями) Законом введена сформировавшаяся на практике смешанная форма страхования – «вмененное страхование». В отличие от обязательного, вменное страхование не предполагает фиксацию абсолютно одинаковых для всех условий страхования и страховых тарифов, что дает возможность страхователям выбрать как в рамках добровольного страхования наиболее приемлемые и выгодные условия, учитывающие специфику их деятельности.

 

Таким образом, в Республике Беларусь страхование будет осуществляться в формах добровольного, обязательного и вмененного страхования.


С учетом устоявшейся правоприменительной практики в Закон включена классификация видов страхования, определены и расширены основные объекты страхования, предоставлена возможность сочетать различные объекты в одном виде страхования и, соответственно, формировать комплексные страховые продукты. Данная необходимость обусловлена возрастающей заинтересованностью страхователей в комплексной защите рисков, возникающих в их жизни и деятельности.


Для расширения использования информационных технологий в страховании Законом определены особенности обмена информацией в электронном виде при осуществлении страховой деятельности.


Ряд новшеств затронуло сегмент страхования жизни, в том числе:

  • Правительство Республики Беларусь наделено полномочиями на установление по договорам, относящимся к страхованию жизни, заключаемым страхователями – организациями в пользу физических лиц, работающих в такой организации по трудовым договорам (далее – договоры в пользу работников), предельного размера страховой суммы на застрахованное лицо и предельного размера страхового взноса, на который не начисляются взносы в Фонд социальной защиты населения;
  • установлен минимальный срок действия договоров в пользу работников (не менее трех лет), также по решению Совета Министров Республики Беларусь будет определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации смогут заключать указанные договоры;
  • закреплены правовые основы инвестиционного страхования жизни.


В целях защиты прав потребителей страховых услуг введен «период охлаждения» – срок, в течении которого страхователь-физическое лицо сможет отказаться от договора страхования с возвратом страхового взноса в полном объеме. Обязательное условие – отсутствие событий, которые носят признаки страхового случая. Период охлаждения может устанавливаться в договоре добровольного страхования соглашением сторон, за исключением договоров страхования жизни.


Для повышения доступности информации о страховых услугах Законом на Министерство финансов Республики Беларусь возлагается обязанность формировать и размещать на своем официальном сайте реестр видов страхования, которые осуществляют страховые организации.


Иные положения, впервые подлежащие закреплению в законодательстве о страховании, обусловлены правоприменительной практикой, гармонизацией в рамках Союзного государства и ЕАЭС, необходимостью приведения в соответствие с изменившимися законодательными актами.


В целях комплексности правового регулирования Законом скорректированы положения главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса Республики Беларусь.


Закон, за исключением его отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2025 года.

По информации Национального правового интернет-портала




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С 1 октября 517 ИП перешли в статус коммерческой организации

  Наиболее активно «бесшовным переходом» пользуются предприниматели стол...

21 ноября 2024 г. 14:18

читать подробнее

В Минтруда рассказали, кто и в каком объеме платит взносы в ФСЗН

В ведомстве рассказали, что работодатели за работающих граждан обязаны уплачивать 34% от фонда зараб...

20 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее