МАРТ – о проведении процедуры закупки из одного источника



Министерство антимонопольного регулирования и торговли на основании полномочий, предоставленных статьей 10 Закона от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон), разъясняет следующее.

Фото: freepik

 

1. О процедуре закупки из одного источника и случаях ее проведения


В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 49 Закона под процедурой закупки из одного источника понимается вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор государственной закупки (далее – договор) только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).


Одновременно если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), допускается направление предложения о заключении договора двум и более потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
 

Справочно


Решение о разделении предмета государственной закупки на части (лоты), в том числе в рамках проведения процедуры закупки из одного источника, принимается заказчиком (организатором) самостоятельно с учетом требований пункта 3 статьи 21 Закона.

 

Процедура закупки из одного источника характеризуется рядом признаков, отличающих ее от конкурентных видов процедур.


Так, в процедуре закупки из одного источника отсутствует участник-победитель, а выбор участника – поставщика (подрядчика, исполнителя) проводится среди потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть лиц, которые при определенных условиях могут поставить товар (выполнить работу, оказать услугу), составляющий предмет государственной закупки. Участником процедуры закупки из одного источника признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее от заказчика предложение о заключении договора (абзац четвертый пункта 1 статьи 16 Закона). При этом участник процедуры закупки из одного источника вправе не принять предложение заказчика и отказаться от заключения договора.
 

Справочно


В связи с тем, что в отношении процедуры закупки из одного источника не используется термин «участник-победитель», а также учитывая отсутствие у участника процедуры закупки из одного источника обязанности заключения договора, направление сведений о лице, уклонившемся от заключения договора при проведении процедуры закупки из одного источника, согласно части второй пункта 1 статьи 17 Закона не производится.


Кроме того, существенным отличием процедуры закупки из одного источника является отсутствие обязанности использования электронной торговой площадки для ее проведения, за исключением случаев применения пункта 9 приложения к Закону.


Законом также не установлен срок проведения процедуры закупки из одного источника, срок заключения договора и критерии выбора потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответствующие вопросы разрешаются заказчиком (организатором) самостоятельно. При этом в целях соблюдения принципа обеспечения развития конкуренции срок ответа на запрос о предоставлении сведений, направленный (размещенный) в рамках изучения конъюнктуры рынка, с учетом потребностей заказчика должен быть разумным и достаточным для подготовки ответа потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).


Перечень самостоятельных оснований для проведения процедуры закупки из одного источника определен приложением к Закону, а также рядом иных нормативных правовых актов.
 

Справочно


Например, дополнительные основания для проведения процедуры закупки из одного источника, никак не связанные с основаниями согласно приложению к Закону, определены в подпункте 1.9 пункта 1 постановления Совета Министров от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).


Возможность применения того или иного основания для проведения процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком (организатором) самостоятельно.


При этом проведение процедуры закупки из одного источника является правом заказчика (организатора), которым он может не воспользоваться в случае принятия решения о проведении конкурентной процедуры государственной закупки с учетом установленных Законом правил выбора вида процедуры государственной закупки.


Отметим, что в соответствии с абзацем пятнадцатым статьи 1 Закона под процедурой государственной закупки понимается регламентированная Законом последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по государственным закупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до заключения договора либо отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом.


При этом законодательством о государственных закупках не определено, каким образом принимается решение о проведении процедуры закупки из одного источника. Полагаем, что датой начала такой процедуры является дата принятия заказчиком (организатором) решения о проведении процедуры закупки из одного источника, которое может быть оформлено приказом, докладной или служебной запиской, или другим способом, который используется в организации для этих целей. Такой порядок может быть установлен в локальных актах заказчика (организатора).


В свою очередь отметим, что в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 49 Закона для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по государственным закупкам. Такой порядок установлен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее – постановление № 30).


Соответственно, изучение конъюнктуры рынка в соответствии с постановлением № 30 осуществляется уже в рамках проведения процедуры закупки из одного источника, решение о проведении которой уже принято.
 

Справочно


Обращаем внимание, что также законодательство о государственных закупках предусматривает необходимость определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки согласно постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 12 апреля 2019 г. № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».


 

2. О порядке изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника


Независимо от основания проведения процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) для определения лица, которому будет направлено предложение о заключении договора, обязан применять способы изучения конъюнктуры рынка, установленные постановлением № 30, если иное не предусмотрено законодательными актами.


Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления № 30 предусмотрены особенности изучения конъюнктуры рынка при закупках согласно пунктам 7 и 9 приложения к Закону.


Так, при закупке согласно пункту 7 приложения к Закону заказчик (организатор) не обязан в целях изучения конъюнктуры рынка размещать запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, но вправе по своему усмотрению это сделать.


Если заказчик (организатор) при закупке по данному основанию разместил запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, то дополнительной обязанности применять иные способы изучения конъюнктуры рынка у него нет.


Если заказчик (организатор) при закупке по данному основанию не разместил запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, то он обязан направить соответствующие запросы участникам несостоявшегося открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений.
 

Справочно


Исключений в части участников, которым должны направляться запросы о предоставлении сведений, постановлением № 30 не предусмотрено. Таким образом, указанные запросы должны направляться всем участникам несостоявшейся процедуры государственной закупки, в том числе тем, чьи предложения были отклонены.


Также если процедура закупки из одного источника проводится после признания несостоявшейся повторной процедуры государственной закупки, то рекомендуем направлять запросы участникам как повторной, так и первоначальной процедуры государственной закупки.


Также в таком случае помимо запросов участникам несостоявшейся процедуры государственной закупки необходимо изучить информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащуюся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информацию, размещенную потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках.


В случае, если изучение информации в указанных источниках не позволит установить цены (тарифы) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), необходимо будет направление запросов о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом в случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес отечественных производителей.


При закупке согласно пункту 9 приложения к Закону заказчик (организатор) обязан в целях изучения конъюнктуры рынка размещать запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок в случае приобретения в соответствии с пунктом 9 приложения к Закону товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 базовых величин включительно.


Если ориентировочная стоимость годовой потребности в товарах (работах, услуга) составляет до 50 базовых величин, заказчик (организатор) не обязан в целях изучения конъюнктуры рынка размещать запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, но вправе по своему усмотрению это сделать.


Соответственно, если заказчик (организатор) при закупке по данному основанию, в том числе при ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услуга) до 50 базовых величин, разместил запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, то дополнительной обязанности применять иные способы изучения конъюнктуры рынка у него нет.


Если заказчик (организатор) при закупке по данному основанию товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет до 50 базовых величин, не разместил запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, то ему необходимо изучить информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащуюся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информацию, размещенную потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках.


В случае, если изучение информации в указанных источниках не позволит установить цены (тарифы) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), необходимо будет направление запросов о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом в случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес отечественных производителей.


При приобретении товаров (работ, услуг) по иным основаниям для проведения процедуры закупки из одного источника, указанным как в приложении к Закону, так и в иных нормативных правовых актах, заказчик (организатор) обязан изучить информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащуюся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информацию, размещенную потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках.


В случае, если изучение информации в указанных источниках не позволит установить цены (тарифы) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то заказчик (организатор) обязан направить запросы о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет. При этом в случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес отечественных производителей.


В дополнение к способу изучения конъюнктуры рынка, определенному обязательным для конкретного основания, заказчик (организатор) в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов вправе применять и иные способы изучения конъюнктуры рынка, установленные постановлением № 30.


Соответственно, при проведении процедуры закупки из одного источника по иным основаниям, кроме пункта 7 и 9 приложения к Закону, заказчик (организатор) вправе в целях изучения конъюнктуры рынка также размещать запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок, но это не освобождает его от необходимости изучения конъюнктуры рынка указанными выше способами.
 

При этом обращаем внимание, что потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), которым направляется запрос или информация о чьих ценах изучается заказчиком (организатором), определяются с учетом того, какое из оснований применяется для проведения процедуры закупки из одного источника, то есть изучение конъюнктуры рынка проводится среди организаций, закупка у которых возможна в соответствии с выбранным заказчиком (организатором) основанием для проведения такой процедуры.


Так, например, при закупке согласно пунктам 4, 11 и 12 приложения к Закону изучение конъюнктуры рынка проводится только среди лиц, указанных в соответствующем законодательном акте, решении Президента или постановлении Совета Министров, принятому по решению или поручению Президента.
 

Справочно


Например, в рамках пункта 12 приложения к Закону пунктом 1 постановления Совета Министров от 7 октября 2022 г. № 673 «Об осуществлении государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника» предусмотрено, что организации здравоохранения вправе осуществлять государственные закупки работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и систем медицинского газоснабжения у республиканского унитарного предприятия «Медтехноцентр» и (или) дочерних предприятий производственно-торгового республиканского унитарного предприятия «Белмедтехника» с применением процедуры закупки из одного источника.


Таким образом, при принятии организацией здравоохранения решения о приобретении работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и систем медицинского газоснабжения посредством процедуры закупки из одного источника на основании пункта 12 приложения к Закону с учетом указанного постановления изучение конъюнктуры рынка проводится заказчиком (организатором) только среди организаций, поименованных в постановлении Совета Министров от 7 октября 2022 г. № 673.


Если же основанием для приобретения организацией здравоохранения работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и систем медицинского газоснабжения будет пункт 9 приложения к Закону, то изучение конъюнктуры рынка проводится среди любых потенциальных подрядчиков (исполнителей), способных выполнить соответствующие работы (оказать услуги).


Также пунктом 6 приложения к Закону допускается с применением процедуры закупки из одного источника приобретение товаров (работ, услуг) собственного производства у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, а также у организаций (в случае непривлечения соисполнителей), в которых численность инвалидов составляет не менее пятидесяти процентов списочной численности работников.


Соответственно, при применении указанного основания изучение конъюнктуры рынка проводится только среди организаций, указанных в данном пункте, то есть только среди учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, а также организаций (в случае непривлечения соисполнителей), в которых численность инвалидов составляет не менее пятидесяти процентов списочной численности работников. При этом приобретаться по данному основанию могут только товары (работы, услуги) собственного производства таких организаций.


При этом рекомендуем, учитывая содержание пункта 6 приложения к Закону, в условия договора, заключенного с организациями, в которых численность инвалидов составляет не менее пятидесяти процентов списочной численности работников, включать условие о непривлечении соисполнителей для исполнения обязательств по договору.
 

Справочно


С информацией о товарах (работах, услугах) учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев можно ознакомиться на сайте Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел.


С информацией о товарах (работах, услугах) предприятий общественных объединений инвалидов – на сайтах Министерства труда и социальной защиты и соответствующих объединений.


Повторно отмечаем, что проведение процедуры закупки из одного источника является правом заказчика (организатора) и выбор основания для проведения процедуры закупки из одного источника также относится к их компетенции.

 

Следовательно, с целью эффективного расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов для принятия решения о целесообразности проведения процедуры закупки из одного источника с применением конкретного основания либо конкурентной процедуры закупки полагаем необходимым предварительно изучить информацию о наличии потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагаемых ими товарах (работах, услугах) и уровне цен на необходимые товары (работы, услуги).


 

3. О заключении договора государственной закупки по результатам процедуры закупки из одного источника


Сроки проведения процедуры закупки из одного источника законодательством не ограничены.


При этом в случае, если при изучении конъюнктуры рынка не поступило предложений от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если среди поступивших предложений заказчик (организатор) не определил потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения с ним договора, либо если участник не заключает договор, то изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг) может быть продолжено в рамках той же процедуры государственной закупки с повторным применением тех же или иных способов согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления № 30, что не требует принятия решения об отмене такой процедуры либо размещения информации об этом на электронной торговой площадке.


Отметим, что процедура закупки из одного источника не может быть признана несостоявшейся, она завершается либо заключением договора, либо отменой процедуры закупки.
 

Справочно


С учетом положений пункта 3 статьи 27 Закона при наличии соответствующих оснований решение об отмене процедуры государственной закупки может быть принято только в ходе ее проведения, то есть до подписания договора второй стороной. Такое решение с указанием причин отмены направляется заказчиком (организатором) участнику процедуры закупки из одного источника (лицу, получившему от заказчика предложение о заключении договора) (при его наличии) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.


Подчеркнем, что в случае проведения процедуры закупки из одного источника участником признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившее от заказчика предложение о заключении договора (абзац четвертый пункта 1 статьи 16 Закона). Соответственно, юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, коммерческие предложения которых рассматриваются при изучении конъюнктуры рынка, не являются участниками процедуры закупки из одного источника, а становятся ими лишь тогда, когда получили предложение от заказчика заключить договор.

 

Таким образом, документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 16 Закона, юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обязано представить только тогда, когда ему направлено такое предложение.
 

Справочно


Также обращаем внимание на установленные подпунктом 1.7 пункта 1 постановления № 395 дополнительные требования к участникам, которые также применяются и при проведении процедуры закупки из одного источника. Однако для дополнительных требований к участникам, содержащихся в приложении 11 к постановлению № 395, необходимо учитывать установленные в нем исключения.


Так, для работ, услуг секции F 41.0–43.9 и работ, услуг с кодом 71.1 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» дополнительные требования к участникам не применяются в том числе, когда проводятся процедуры закупок из одного источника в соответствии с пунктами 4, 5, 11 и 12 приложения к Закону, а также когда ориентировочная стоимость предмета государственной закупки составляет не более 1000 базовых величин. Для товаров – продуктов питания из кодов 01, 10 ОКРБ 007-2012 дополнительные требования не устанавливаются при проведении процедур закупок из одного источника в соответствии с пунктом 9 приложения к Закону.

 

В то же время запрета для заказчика (организатора) на проверку соответствия требованиям к участникам всех потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках изучения конъюнктуры рынка в законодательстве нет. Следовательно, заказчик (организатор) вправе в запросе об изучении конъюнктуры рынка предусмотреть, что потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) необходимо подтвердить свое соответствие требованиям к участникам одновременно с направлением ответа на запрос.


При этом обращаем внимание, что в рамках процедуры закупки из одного источника не запрещено дополнительно запрашивать у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) недостающие документы и (или) сведения, а также проводить с ними переговоры, в том числе по снижению цены.


В соответствии с частью четвертой пункта 1, частью первой пункта 5 статьи 24 Закона по результатам проведения процедуры закупки из одного источника договор заключается в письменной форме на условиях, согласованных сторонами.


Указанная норма предусматривает возможность заключения договора на условиях, отличных от указанных в запросе о предоставлении сведенийза исключением изменения условий, указанных в пункте 2 статьи 21, абзаце третьем пункта 2 и пункте 3 статьи 27 Закона.


При этом для поиска оптимального предложения и обеспечения эффективного расходования бюджетных средств при существенном изменении условий исполнения договора в ходе переговоров с конкретным потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) считаем целесообразным уведомить об этом иных потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и запросить повторно у них предложения с учетом такого изменения.


Исходя из норм пункта 1 статьи 49 Закона предложение о заключении договора направляется заказчиком. При этом заказчик при направлении такого предложения вправе по своему усмотрению воспользоваться как собственным проектом договора, так и проектом договора, предоставленным потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 

Обращаем внимание, что для заключения договора стороны должны согласовать все существенные условия, которые отражаются в договоре. К таким условиям относится в том числе цена договора, являющаяся общей суммой обязательств с выделением суммы на текущий финансовый год в белорусских рублях, в том числе по каждому источнику финансирования.
 

Справочно


Требования к содержанию договора установлены пунктом 6 статьи 24 Закона. Также существенные условия договора указаны в пункте 9 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств и получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 66.


При несогласовании условий какой-либо из сторон договор по итогам процедуры закупки из одного источника не может быть заключен.


Если же по результатам процедуры закупки из одного источника заключен договор, то не позднее пяти рабочих дней со дня его заключения заказчиком (организатором) составляется и утверждается справка по результатам проведения процедуры закупки из одного источника. И не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, такая справка размещается заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке (пункт 3 статьи 49 Закона).
 

Справочно


Помимо сведений, указанных в абзацах втором – седьмом части второй пункта 3 статьи 49 Закона, справка о проведении процедуры закупки из одного источника должна содержать сведения, предусмотренные подпунктом 1.4 пункта 1 постановления № 30.

 

Датой заключения договора является дата его подписания второй стороной.

 

При этом обращаем внимание, что применение дополнительных оснований для проведения процедуры закупки из одного источника, не указанных в приложении к Закону, но содержащихся в иных нормативных правовых актах, также необходимо отразить при размещении справки о проведении процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке. В этом случае в качестве основания выбора процедуры закупки из одного источника, в том числе в соответствующей строке экранной формы, необходимо выбрать пункт 62. «Иное» и указать на норму законодательства, которая была применена.


Например, указываем: 62. «Иное: абзац четвертый подпункта 1.9 пункта 1 постановления № 395».


Также отмечаем, что в случае изменения условий заключенного по результатам процедуры закупки из одного источника договора, его расторжения повторное размещение справки о проведении процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке либо приведение размещенной справки в соответствие с изменившимися условиями договора не требуется.


Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Разъяснения по вопросам реализации товаров, изготовленных в рамках осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности

В соответствии с положениями статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее &ndas...

25 ноября 2024 г. 12:14

читать подробнее

С 1 октября 517 ИП перешли в статус коммерческой организации

  Наиболее активно «бесшовным переходом» пользуются предприниматели стол...

21 ноября 2024 г. 14:18

читать подробнее