Комментарий МНС к постановлению Совмина № 366: в какие НПА внесены изменения
Постановлением Совмина от 23 мая 2024 г. № 366 внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:
1. В постановление Совмина от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».
Внесенные изменения касаются приведения норм Положения о Министерстве по налогам и сборам в соответствие со статьей 84-1 Налогового кодекса в части полномочий МНС на принятие решений об ограничении и возобновлении доступа к интернет-ресурсу, используемому иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем, осуществляющими электронную дистанционную продажу товаров, оказывающими услуги в электронной форме, для электронной дистанционной продажи товаров, оказания услуг в электронной форме.
Данные изменения вступили в силу с 30 мая 2024 г.
2. В Положение о Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц), утвержденное постановлением Совмина от 4 марта 2004 г. № 230.
Состав сведений, которые содержатся в реестре, дополнен:
1) сведениями о председателе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) юридического лица, временном (антикризисном) управляющем в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве, а также сведениями о правопреемнике (правопредшественнике) реорганизованного юридического лица;
2) сведениями в отношении дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований.
Данные изменения вступили в силу с 30 мая 2024 г.
3. В Положение о представлении сведений о доходах физических лиц, утвержденное постановлением Совмина от 7 апреля 2021 г. № 201.
Основные изменения:
1) Налоговые агенты освобождаются от представления сведений о доходах несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, в документах которых отсутствуют сведения об идентификационном номере (абз. 2 подп. 1.3 п. 1 постановления № 366).
Основанием для принятия данной нормы явился факт отсутствия у части несовершеннолетних детей паспортов при одновременном отсутствии идентификационного номера в свидетельствах о рождении и иных документах. Для граждан Республики Беларусь, в том числе детей, идентификационный номер является обязательным для заполнения и единственным показателем, позволяющим идентифицировать такое лицо среди множества иных лиц. В связи с отсутствием идентификационного номера налоговые агенты не могут представить сведения о доходах несовершеннолетних детей. Для решения данного вопроса внесены изменения в Положение о представлении сведений.
Положение о представлении сведений распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г. (абз. 3 п. 3 постановления № 366).
2) С 1 июля 2024 г. все налоговые агенты, за исключением налоговых агентов, в отношении которых применяются процедуры в деле о несостоятельности или банкротстве, за исключением санации, находящиеся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), а также нотариусов, в отношении которых принято решение об аннулировании свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, обязаны представлять сведения о доходах в виде электронного документа с электронно-цифровой подписью (ЭЦП) с использованием личного ключа на портал МНС.
Основанием для изменения подходов по представлению сведений о доходах в виде электронного документа с ЭЦП явилось изменение подходов по представлению налоговых деклараций (расчетов). Так, с 2024 г. все организации, независимо от вида деятельности и формы собственности (с 1 января 2024 г.), а также все индивидуальные предприниматели (с 1 июля 2024 г.) обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в виде электронного документа (п. 4 ст. 40 Налогового кодекса).
Внимание!
ИП разрешили подавать налоговые декларации на бумажном носителе после 1 июля 2024 года
В связи с чем налоговые агенты, не имеющие личного ключа, должны получить такие ключи и использовать информационные сервисы МНС, созданные для представления налоговых деклараций (расчетов) в виде электронного документа. Эти же сервисы используются налоговыми агентами, имеющими ЭЦП, для представления сведений о доходах физических лиц.
Следовательно, для всех налоговых агентов введена обязанность по представлению сведений о доходах в виде электронного документа с ЭЦП на портал МНС.
Налоговые агенты, для которых сохранена возможность представления сведений о доходах в электронном виде (без ЭЦП), могут представлять такие сведения на USB-флеш-накопителе в налоговый орган по месту их постановки на учет (абз. 8 подп. 1.3 п. 1 постановления № 366).
Данные изменения вступают в силу с 1 июля 2024 г.
3) Устанавливаются новые сроки для представления сведений о доходах физических лиц налоговыми агентами, которые ликвидируются или прекращают свою деятельность, а именно для:
- ликвидируемой организации;
- организации, прекращающей деятельность в результате реорганизации;
- прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя;
- прекращающей на территории Республики Беларусь деятельность иностранной организации и ее представительств;
- нотариуса, в отношении которого принято решение об аннулировании свидетельства на осуществление нотариальной деятельности.
Данные изменения вступают в силу с 1 июля 2024 г.
4. В постановление Совмина от 1 июля 2022 г. № 433 «О порядке использования приложения «Налог на профессиональный доход».
Нормы Положения о порядке использования приложения «Налог на профессиональный доход» приводятся в соответствие с нормами пункта 5 статьи 381-3 Налогового кодекса в части конкретизации порядка использования приложения «Налог на профессиональный доход» при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии.
Плательщики налога на профессиональный доход, являющиеся получателями пенсии, уведомляют о получении пенсии через приложение «Налог на профессиональный доход», что является основанием для предоставления налоговым органом льготы по налогу на профессиональный доход с 1-го числа месяца, в котором осуществлено такое уведомление (ч. 2 п. 5 ст. 381-3 Налогового кодекса).
В этих целях плательщик налога на профессиональный доход проставляет в приложении «Налог на профессиональный доход» признак наличия льготы (п. 5 Положения).
Предоставление налоговым органом вышеуказанной льготы прекращается с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пенсии (ч. 3 п. 5 ст. 381-3 Налогового кодекса).
В связи с этим пункт 5 Положения дополнен частью, предусматривающей необходимость удаления признака наличия льготы по налогу на профессиональный доход, проставленного в приложении «Налог на профессиональный доход», при утрате права на ее применение либо в случае проставления признака наличия льготы при отсутствии правовых оснований для ее применения.
Данные изменения вступили в силу с 30 мая 2024 г.
5. В постановление Совмина от 8 декабря 2022 г. № 851 «О перечне видов деятельности».
Перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами — плательщиками налога на профессиональный доход, дополнен таким видом деятельности, как уборка территории от снега и льда, а также деятельностью, определенной в статье 7 Закона от 30 декабря 2022 г. № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», по выполнению работ (оказанию услуг) по заказам физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и (или) организаций вне места нахождения заказчика (его филиала, иного обособленного структурного подразделения), территории или объекта, находящихся под контролем заказчика, с использованием для выполнения таких работ (оказания таких услуг) и передачи результатов выполненных работ (оказанных услуг) глобальной компьютерной сети Интернет.
Кроме того, в указанном перечне конкретизировано, что такие виды деятельности, как производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви; ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели, плательщики налога на профессиональный доход могут осуществлять только по заказам потребителей, т.е. физических лиц.
Данные изменения вступили в силу с 30 мая 2024 г.
6. В постановление Совмина от 23 октября 2023 г. № 720 «О признании задолженности безнадежным долгом и ее списании».
Нормы постановления приводятся в соответствие с нормами Налогового кодекса в части признания безнадежным долгом и списания задолженности по единому имущественному платежу (ч. 1 п. 9 ст. 42 Налогового кодекса).
Так, уплата, взыскание единого имущественного платежа осуществляются в порядке, установленном для налогов. В связи с этим уплата такого платежа наследниками умершего физического лица, физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, осуществляется по общему правилу за счет наследуемого имущества.
Соответственно подпункты 20.1–20.3 пункта 20 Положения о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании дополнены указанием на признание безнадежным долгом и списание задолженности по единому имущественному платежу в случае отсутствия (недостаточности) наследуемого имущества в размере, превышающем стоимость такого имущества.
Форма решения о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании дополнена указанием на единый имущественный платеж.
Данные изменения вступили в силу с 30 мая 2024 г.
По информации МНС