Комментарий МНС к постановлению № 704/22: платежные терминалы в маршрутках, перенос сроков для торговых автоматов, виды деятельности ИП, требования к дифференцированному учету для МСП
Постановление Совмина и Нацбанка от 26 сентября 2024 г. № 704/22 принято в целях совершенствования действующего порядка использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, а также реализации норм Закона от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».
Какие изменения предусмотрены постановлением № 704/22
1. Перенос сроков для торговых автоматов
Поскольку в настоящее время производителями кассовых аппаратов и операторами программных кассовых систем проводится работа по доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям, постановлением № 704/22 внесены изменения в части вторую и третью подпункта 2.2 пункта 2 постановления Совмина и Нацбанка № 924/16, предусматривающие перенос обязанности по использованию торговых автоматов c установленным (встроенным) кассовым оборудованием с 1 июля 2025 года на 1 июля 2026 года.
Изменения позволят операторам программных кассовых систем и производителям кассового оборудования сконцентрировать усилия на доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям и подаче заявок для проведения испытаний доработанных и новых моделей (модификаций) кассового оборудования для включения в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории РБ.
2. Платежные терминалы в маршрутках
С 1 ноября 2025 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении автобусами категории М2 (перевозки в маршрутных такси), вводится обязанность использовать платежные терминалы.
Справочно:
Платежный терминал — программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Введение данной нормы не исключает возможность осуществлять расчеты за оказанные услуги по перевозке пассажиров наличными денежными средствами и предоставляет право потребителю производить оплату в безналичной форме с использованием или банковских платежных карточек, или иного платежного инструмента (например, QR-кодов).
Введение такой обязанности с 1 ноября 2025 года предоставит субъектам хозяйствования возможность заблаговременной подготовки к новым требованиям, а также позволит минимизировать риски неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательства после вступления в силу соответствующих требований.
3. Виды деятельности ИП
Постановлением Совмина № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности», вступившим в силу с 1 октября 2024 года, определен перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве ИП. В указанном перечне отсутствуют виды деятельности, связанные с производством или оптовой торговлей кассовыми аппаратами (коды 28230 и 46660 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности»).
Поэтому с 1 октября 2024 года из определения термина «заявитель», приведенного в приложении 3 к постановлению № 924/16, исключается указание ИП, поскольку такая категория субъекта хозяйствования с указанной даты не может осуществлять деятельность по производству (разработке) или поставке на территорию Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин.
4. Упрощение требований к дифференцированному учету данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию
С 1 июля 2025 года для юрлиц и ИП, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке, вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о всех реализуемых товарах, как подлежащих, так и не подлежащих маркировке, вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта.
Учитывая, что выполнение такой обязанности повлечет дополнительные затраты для субъектов малого и среднего бизнеса, в небольших торговых объектах (до 200 квадратных метров), на рынках или вне торговых объектов, постановлением № 704/22 внесены изменения в абзац третий части первой пункта 101 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением № 924/16, предусматривающие, что юрлица и ИП, осуществляющие продажу товаров, подлежащих маркировке, обязаны обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный в пункте 10 Положения, только в отношении товаров, подлежащих маркировке.
Кроме того, постановлением № 704/22 вносятся изменения в часть пятую пункта 1 Положения, предусматривающие, что требования в части продажи маркированных товаров, предъявляемые Положением, применяются при продаже товаров, подлежащих маркировке на территории Республики Беларусь.
Изменения вступят в силу с 1 июля 2025 года, что позволит оптимизировать деятельность субъектов малого и среднего бизнеса и уменьшить их расходы, связанные с выполнением требований, предусмотренных постановлением № 924/16.
По информации МНС