Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции: комментарий МНС к Закону «Об изменении законов по вопросам налогообложения»
В соответствии с пунктом 183 статьи 2 Закона от 31 декабря 2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» с 1 января 2023 г. вступили в силу нормы, касающиеся применения единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый сельхозналог). Кроме того, отдельные положения, уточняющие порядок исчисления единого сельхозналога в 2023 г., содержатся в Законе от 30 декабря 2022 г. № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения».
В частности, регламентированы налоговые последствия в случаях:
- перехода организаций, применяющих налог при упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) с отражением выручки по кассовому принципу (принципу по оплате – до 2023 года), на применение единого сельхозналога:
- пункт 2 статьи 349 Налогового кодекса (далее – НК) дополнен подпунктом 2.20, согласно которому в валовую выручку по единому сельхозналогу не включается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере полученной в период применения налога при УСН предварительной оплаты этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, включенной в соответствии с НК в указанном периоде в налоговую базу налога при УСН;
- частями первой и пятой пункта 8 статьи 349 НК определен порядок отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных организацией при применении УСН с отражением выручки по кассовому принципу (принципу по оплате – до 2023 года) и не оплаченных до даты, с которой начато применение единого сельхозналога, а также порядок отражения внереализационных доходов.
- перехода в связи с реорганизацией прав и обязанностей юридического лица, применявшего УСН с отражением выручки по кассовому принципу (принципу по оплате – до 2023 года), к организации-правопреемнику, применяющей единый сельхозналог:
- в целях избежания двойного налогообложения в ситуации, когда в период применения юридическим лицом УСН поступила предварительная оплата товаров (работ, услуг), имущественных прав, а отгрузка таких товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав осуществлена после реорганизации организацией-правопреемником, применяющей единый сельхозналог, пункт 2 статьи 349 НК дополнен подпунктом 2.21, согласно которому в валовую выручку по единому сельхозналогу не включается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных организацией, в размере которой сумма предварительной оплаты этих товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с НК включена у юридического лица, правопреемником которого в связи с реорганизацией является эта организация, в налоговую базу налога при УСН.
- частями второй-четвертой пункта 8 статьи 349 НК определен порядок налогообложения организацией-правопреемником, применяющей единый сельхозналог, полученных сумм денежных средств в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, отгруженные (выполненные, оказанные), переданные до реорганизации юридическим лицом, применявшим УСН с отражением выручки по кассовому принципу (принципу по оплате – до 2023 года), полученных внереализационных доходов, причитавшихся такому юридическому лицу и не полученных до даты реорганизации, и, соответственно, не учтенных при налогообложении.
Также в подпункт 2.2 пункта 2 статьи 349 НК внесены дополнения, согласно которым:
- в валовую выручку не включается сумма налога на добавленную стоимость (далее – НДС), относящаяся к разнице, указанной в части четвертой пункта 11 статьи 131 НК, в случае определения налоговой базы НДС в порядке, установленном пунктом 42 статьи 120 НК.
- суммой НДС, не включаемой в валовую выручку в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 349 НК, не является сумма НДС, исчисленная из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, приходящаяся на сумму предварительной оплаты этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученной в период применения налога при УСН и включенной в его налоговую базу, и определенная исходя из доли такой оплаты в выручке от реализации этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Кроме того, принимая во внимание, что применение единого сельхозналога заменяет уплату земельных платежей, в целях сокращения количества объектов незавершенного строительства часть вторая подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК дополнена нормой, согласно которой для плательщиков единого сельхозналога сохраняется обязанность исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за землю в отношении земельных участков, по которым применяются ставки земельного налога и размер ежегодной арендной платы за землю, увеличенные на коэффициент 3 в соответствии с пунктом 121 статьи 241 НК и частью третьей пункта 6 Указа Президента от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» соответственно.
Помимо этого, в связи с изменением порядка списания курсовых разниц, предусмотренным Указом Президента от 20.12.2022 № 430, исключены положения, касающиеся особенностей отражения курсовых разниц при исчислении единого сельхозналога.
По информации МНС