Использование электронных товаросопроводительных документов при взаимной торговле с Россией: совместное разъяснение Минфина и МНС



Фото: Canva

Cовместное разъяснение Минфина и МНС о возможности использования субъектами хозяйствования первичных учетных документов, создаваемых в виде электронных документов, при осуществлении взаимной торговли с Российской Федерацией:

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Налогового кодекса РБ налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.


Согласно пункту 1 статьи 10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) хозяйственные операции подлежат оформлению первичными учетными документами. При этом согласно частям первой и второй пункта 6 статьи 10 Закона № 57-З первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Первичный учетный документ, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства об электронных документах и электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП).

 

Справочно.

Требования, предъявляемые к электронным документам, а также правовые условия использования ЭЦП в электронных документах установлены Законом РБ от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон № 113-З).


С 1 мая 2024 г. вступили в силу постановление Совмина от 10.04.2023 № 248 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940», которым установлены требования к порядку передачи, получения электронных транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами (далее – транспортные и иные документы), а также постановление НАН Беларуси, Минфина, МНС и Минсвязи от 18 декабря 2023 г. № 9/75/35/26, которым утверждены формат, структура и требования к процессу создания, передачи и получения иных документов, создаваемых субъектами хозяйствования Республики Беларусь, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли с другими государствами.

 

Справочно.

В целях применения постановления Совмина от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» (далее – постановление № 940) к иным документам относятся:

 

♦ при вывозе автомобильным транспортом товаров за пределы территории Республики Беларусь – товарная накладная;
 

♦ при ввозе автомобильным транспортом товаров из-за пределов территории Республики Беларусь на территорию республики – товаросопроводительный документ, созданный в соответствии с законодательством государства грузоотправителя и содержащий сведения о ввозимом товаре.


В соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к электронным документам Законом № 113-З, подпунктами 1.6 пункта 1 и 2.2 пункта 2 постановления № 940, к иным документам предъявляются следующие требования.


Подпунктом 1.6 пункта 1 постановления № 940 определено, что создаваемые иные документы должны:

  • быть подписаны ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота (за исключением EDI-провайдера(ов), выработанной в соответствии с национальным законодательством государств - участников электронного документооборота, резидентами которых такие участники являются;
  • быть переданы из Республики Беларусь и (или) получены в Республике Беларусь через EDI-провайдеров при условии установления такими EDI-провайдерами информационного взаимодействия с оператором электронного документооборота – нерезидентом Республики Беларусь;
  • пройти процедуру проверки ЭЦП национальным оператором доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии (далее – РУП «Национальный центр электронных услуг»).


Частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 постановления № 940 установлено, что иные документы, создаваемые белорусскими субъектами хозяйствования, должны содержать сведения, предусмотренные для заполнения в товарных накладных, составляемых на бумажном носителе, а также следующие сведения:

  • международный идентификационный номер субъекта хозяйствования – участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения – Global Location Number (GLN), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси;
  • международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN);
  • код страны грузоотправителя;
  • наименование страны грузоотправителя;
  • код страны грузополучателя;
  • наименование страны грузополучателя.


Учитывая изложенное, иные документы, подтверждающие перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами, являются первичными учетными документами для целей бухгалтерского учета (учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей) и налогового учета:
 

✔️грузоотправителем, если такие документы:

  • содержат сведения, предусмотренные в формах товарных накладных, составляемых на бумажном носителе, а также сведения, предусмотренные частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 постановления № 940;
  • подписаны ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота (грузоотправителя и грузополучателя), выработанной в соответствии с национальным законодательством государств –участников электронного документооборота, резидентами которых такие участники являются;
  • переданы из Республики Беларусь и (или) получены в Республике Беларусь через EDI-провайдеров;
  • прошли процедуру проверки ЭЦП в РУП «Национальный центр электронных услуг», и EDI-провайдером грузоотправителя получена квитанция об успешном результате проверки ЭЦП грузополучателя;

 

✔️грузополучателем, если такие документы:

  • содержат сведения, предусмотренные частью первой пункта 2 статьи 10 Закона № 57-З;
  • соответствуют форматам, установленным приказом Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@;
  • подписаны ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота (грузоотправителя и грузополучателя), выработанной в соответствии с национальным законодательством государств – участников электронного документооборота, резидентами которых такие участники являются;
  • переданы из Республики Беларусь и (или) получены в Республике Беларусь через EDI-провайдеров;
  • прошли процедуру проверки ЭЦП в РУП «Национальный центр электронных услуг», и EDI-провайдером грузополучателя получена квитанция об успешном результате проверки ЭЦП грузоотправителя.

 

При этом отмечаем, что законодательством Российской Федерации в сфере использования электронных подписей могут быть предусмотрены дополнительные требования для признания в Российской Федерации ЭЦП Республики Беларусь, в связи с чем для возможности использования первичных учетных документов, создаваемых в виде электронных документов, при осуществлении взаимной торговли с Российской Федерацией, может потребоваться заключение с контрагентом – резидентом Российской Федерации дополнительного соглашения о признании ЭЦП либо указание в электронных товаросопроводительных документах иной дополнительной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

По информации МНС




Новости МНС

МНС информирует об обновлении Единого реестра налоговых консультантов на 22 ноября

На сайте МНС обновлен Единый реестр налоговых консультантов по состоянию на 22.11.202...

22 ноября 2024 г. 17:09

читать подробнее

Об НДС у коммерческой организации, созданной ИП

С 1 октября 2024 г. физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, вправе создать коммерческую о...

21 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее