В 2024 году в Беларуси вступает в силу ряд нормативных правовых актов, затрагивающих важные вопросы применения и развития электронного документооборота



Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко рассказал о планах по развитию электронного документооборота в Беларуси и на пространстве ЕАЭС во время форума «Развитие электронного документооборота в Республике Беларусь», передает БЕЛТА.

 

Электронный документооборот в Беларуси

«Наше ведомство занимается сбором платежей и актуализацией учета, мы хотим строить максимально удобные сервисы для плательщиков и обеспечивать предварительное заполнение деклараций. Потому в качестве новшеств на перспективу для себя видим расширение групп товаров, которые будут подвержены прослеживаемости, и максимальное расширение информации, которую получаем из электронных баз и в электронном виде предоставляем плательщику для заполнения декларации. Это те направления, по которым ведомство будет двигаться для развития электронного документооборота. Хотелось бы также более активного участия от субъектов хозяйствования, представителей бизнеса», – сказал Сергей Наливайко.

«К сожалению, не так активно идет подключение субъектов хозяйствования к электронному документообороту. Государство создает все условия и откровенно подталкивает субъекты хозяйствования. И это выгодно для них – и с точки зрения актуальности информации, и с точки зрения операционных издержек. Но достаточной активности, на мой взгляд, мы не видим. Нужно понять, почему нет адекватного отклика, поработать над этим. Думаю, на этом форуме как раз будут озвучены те проблемы и узкие места, которые не позволяют развернуться всем широким фронтом», – сказал Сергей Наливайко.


По его словам, в процессе внедрения электронного документооборота есть и обязательные для субъектов хозяйствования, и добровольные элементы.

«Если мы говорим об инструментах прослеживаемости товаров, то субъекты хозяйствования, которые занимаются производством, реализацией определенных видов продукции, обязаны подключаться к электронному документообороту. К сожалению, подавляющее большинство субъектов, которые пользуются электронным документооборотом, – это именно те, кто вынужден. Хотя я должен с удовольствием отметить, что есть флагманы среди предприятий, которые сами движутся в этом направлении вперед, без всякого понуждения, и задают тренды. Они почувствовали выгоду, экономию и максимально ее используют», – отметил министр.

 

Фото: Canva

В 2024 году в Беларуси вступает в силу ряд нормативных правовых актов, затрагивающих важные вопросы применения и развития электронного документооборота. Они касаются использования электронных накладных, применения электронных документов при взаимной торговле товарами с резидентами других государств, корректного отражения электронных документов в бухгалтерском и налоговом учете. 

Так, в 2024 году вступают в силу изменения в постановление Совмина от 30 декабря 2019 года №940, устанавливающие основные правила для применения электронных документов при взаимной торговле товарами с резидентами других государств. В связи с этим планируются изменения в технический нормативный правовой акт (постановление НАН Беларуси, Минфина, МНС и Минсвязи от 19 декабря 2019 года №12/76/42/20), которыми будут подробно определены правила применения таких документов. Кроме того, планируется прописать механизм применения электронного акта расхождений, что позволит упростить внесение изменений в электронные товарно-транспортные накладные. Также изменения в законодательстве позволят решить проблему периода отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций, оформленных электронными документами (в том числе электронными актами выполненных работ, оказанных услуг).

 

Электронный документооборот в ЕАЭС


В этом направлении ведется совместная работа и на пространстве ЕАЭС.

«Мы очень тесно взаимодействуем с Россией, Казахстаном, Арменией. По ряду аспектов Беларусь ушла далеко вперед. Наши пилотные проекты с Россией, которые себя эффективно зарекомендовали, наверное, будут масштабированы и положены в основу совместной работы в ЕАЭС. Но мы открыты для любых инструментов, механизмов, готовы работать в любых форматах – на две, три, пять стран, главное, чтобы мы продвигали электронное взаимодействие. Уход от бумажных инструментов ускоряет взаимодействие субъектов хозяйствования и государственных органов, принятие тех или иных решений», – подчеркнул министр.


По его словам, субъекты хозяйствования, которые участвовали в пилотном проекте с РФ по трансграничному электронному документообороту, увидели, что это выгодно.

«Более того, если мы сумеем заинтересовать большое количество субъектов хозяйствования, думаю, что это позволит сократить время возврата НДС для самих субъектов. Помимо стандартных плюсов, которые дает электронное взаимодействие, мы стараемся найти и предоставить со стороны государства дополнительные бонусы. Будем пробовать, будем надеяться, что это подстегнет к дальнейшему расширению электронного документооборота», – добавил Сергей Наливайко.




Новости МНС

МНС информирует об обновлении Единого реестра налоговых консультантов на 22 ноября

На сайте МНС обновлен Единый реестр налоговых консультантов по состоянию на 22.11.202...

22 ноября 2024 г. 17:09

читать подробнее

Об НДС у коммерческой организации, созданной ИП

С 1 октября 2024 г. физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, вправе создать коммерческую о...

21 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее