Изменения в порядке проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица в 2024 году. Комментарий МНС
Наиболее существенными изменениями и дополнениями в части порядка проведения в 2024 г. камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица (далее — проверка) являются следующие:
Увеличен с 1 000 до 1 500 базовых величин размер превышения расходов над доходами физического лица, который является критерием для проведения последующего этапа проверки.
Справочно.
Данный критерий не распространяется на проверки, проводимые на основании:
♦ письменного запроса органов государственного контроля, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов прокуратуры и Следственного комитета (в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях);♦ поручения Министра по налогам и сборам, его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам по областям и городу Минску, их заместителей.
С 01.01.2024 уточнены способы уведомления налоговым органом проверяемого физического лица о направлении ему требования о представлении пояснений об источниках доходов и иных предусмотренных законодательством документов. Так, такое уведомление осуществляется в первую очередь одним из следующих способов: посредством направления уведомления в личный кабинет плательщика, СМС-сообщения на абонентский номер оператора сотовой связи, телефонограммы. Только при отсутствии возможности уведомления физического лица вышеперечисленными способами уведомление производится при помощи иных средств связи: телеграмма, сообщение электронной почты или др.
С 01.01.2024 закрепляется право проверяемого лица, фактически не получившего требование о представлении пояснений об источниках доходов, получить такое требование даже по истечении 30-дневного срока для представления пояснений об источниках доходов.
Такое право возникает при одновременном соблюдении следующих условий:
- при наличии в налоговом органе информации о фактическом неполучении проверяемым лицом требования о представлении пояснений об источниках доходов и расчетов расходов и доходов;
- представлении проверяемым лицом заявления о неполучении им вышеуказанных документов.
При выполнении таких условий налоговый орган вручает проверяемому лицу лично или заказным письмом с уведомлением о получении требование о представлении пояснений об источниках доходов. Такое требование считается полученным со дня его фактического получения. Срок представления пояснений об источниках доходов составляет 30 дней с момента фактического получения проверяемым лицом направленного на основании его заявления требования о представлении пояснений об источниках доходов.
Однако в таком случае налоговыми органами не учитываются в качестве доходов денежные средства, переданные на хранение и (или) полученные в виде займов, указанные в пояснениях об источниках доходов, представленных по такому требованию. Исключения составляют денежные средства, переданные на хранение и (или) полученные в виде займов, полученные в безналичном порядке либо по сделкам, документально подтвержденным государственным органом и (или) иной организацией, индивидуальным предпринимателем, нотариусом (такие средства учитываются в качестве источников денежных средств при составлении расчета расходов и доходов).
В целях создания комфортных условий взаимодействия между плательщиками и налоговыми органами посредством электронных сервисов с 01.01.2024 предусматривается возможность направления копии требования о представлении пояснений об источниках доходов вместе с копией расчета по запросу физического лица в личный кабинет плательщика.
С 01.01.2024 расширен перечень документов, представление которых по истечение 30-дневного срока для представления пояснений об источниках доходов является основанием для принятия подтверждаемых такими документами доходов в качестве источников и внесение изменений в расчет расходов и доходов проверяемого лица. Так, такими документами являются документы государственных органов и (или) иных организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, подтверждающие не только полученные проверяемым лицом доходы, но и совершенные таким лицом сделки, в ходе которых получены доходы.
Внесены корректировки в порядок определения расходов на строительство недвижимости, осуществляемое физическим лицом без привлечения застройщика или подрядчика, при отсутствии акта ввода такой недвижимости в эксплуатацию и непредоставлении физическим лицом заключения о независимой оценке. Так, с 01.01.2024 размер таких расходов определяется физическим лицом самостоятельно, но их размер должен быть не менее 100 % стоимости, определенной налоговым органом для целей исчисления налога на недвижимость.
С 2024 г. проверяемое лицо в случае несогласия с размером расходов на строительство недвижимости может представить заключение об оценке такой недвижимости, составленное с использованием рыночных методов оценки зданий и сооружений на любую дату календарного года, в котором оцениваемый объект принят в эксплуатацию.
Кроме того, в целях установления единообразного подхода учета расходов, связанных со строительством объектов недвижимости, с привлечением и без привлечения застройщика или подрядчика, вводятся единые правила определения таких расходов, когда сведения о расходах, направленных на строительство, невозможно получить от застройщика или подрядчика в связи с его ликвидацией либо отсутствия у него таких сведений.
Также внесены дополнения в порядок проведения дополнительной проверки, оформление результатов такой проверки.
По информации МНС