Комментарий МНС: Об изменении законов в части НДС



Объекты налогообложения НДС
 

1. Согласно подпункту 2.8.2 пункта 2 статьи 115 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) с 2025 года не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) передача товаров (работ, услуг), приобретенных за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя в соответствии с коллективным договором, не только членам профсоюза, которые являются работниками, состоящими в трудовых отношениях с нанимателем, но и членам семей таких работников, а также пенсионерам, ветеранам, инвалидам, ранее состоявшим в трудовых отношениях с нанимателем и оставшимся членами профсоюза.
 

Вносимые изменения связаны с тем, что заключаемые в организациях коллективные договоры содержат в том числе положения об организации санаторно-курортного лечения и отдыха членов семей работников (п. 10 ст. 364 Трудового кодекса Республики Беларусь), об улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, ранее работавших у нанимателя (п. 12 ст. 364 Трудового кодекса Республики Беларусь).
 

2. С 2025 года уточняются нормы подпункта 2.28 пункта 2 статьи 115 НК, в соответствии с которыми при заключении договора с перерабатывающей организацией на поставку драгоценных металлов в виде лома и отходов с обязательством перерабатывающей организации по их переработке и поставке в Госфонд извлеченных драгоценных металлов не признается объектом налогообложения реализация драгоценных металлов, полученных в результате конверсии извлеченных драгоценных металлов и сопутствующих компонентов.
 

3. Пункт 2 статьи 115 НК дополнен подпунктом 2.33, согласно которому отчисления на покрытие расходов организации, осуществляющей управление имущественными правами авторов или иных правообладателей на коллективной основе, по коллективному управлению имуществом не признаются объектом налогообложения НДС при условии целевого использования денежных средств на цели, определенные Законом Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах».
 

4. В связи с тем что с 1 января 2025 г. прекращается действие налоговых преференций, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2023 г. № 80 «Об отдельных вопросах налогообложения», в НК-2025 включены следующие положения, регулирующие вопросы налогообложения НДС в сфере токенов.
 

Так, для субъектов, являющихся в том числе резидентами ПВТ:
 

  • операции по отчуждению ими токенов, как и ранее, не признаются объектом налогообложения НДС;
  • одновременно установлен запрет на вычет сумм «входного» НДС по всем расходам, понесенным в связи с майнингом, созданием, приобретением, размещением и отчуждением токенов;
  • не возникает обязанности по исчислению НДС в случае приобретения токенов у нерезидента Республики Беларусь.

 

Место реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав

 

5. Пункт 2 статьи 116 НК в части сделок, совершаемых с 27 января 2025 г. в отношении иностранных товаров, размещенных на временное хранение на складе временного хранения, без их помещения под таможенные процедуры, т.е. без открытия таможенной процедуры «таможенный склад», дополнен нормой, согласно которой территория Республики Беларусь не признается местом реализации, если до истечения срока временного хранения товары помещаются плательщиком Республики Беларусь, реализующим такие товары, под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозка (транспортировка) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве — члене ЕАЭС.
 

6. Корректировка отдельных норм статьи 117 НК вызвана необходимостью совершенствования положений, регламентирующих взимание НДС при электронной торговле, с учетом возникающих на практике вопросов.

 

К услугам, место реализации которых определяется по местонахождению недвижимого имущества, не относятся посреднические услуги при предоставлении мест для временного проживания не только в гостиницах, санаториях, домах отдыха, кемпингах, но и в профилакториях, оздоровительных центрах, базах отдыха, пансионатах, если посредник действует от имени и в интересах другого лица (подп. 1.1 п. 1 ст. 117 НК).

 

К услугам, место реализации которых определяется по месту их фактического оказания, относятся услуги в сфере:

 

- развлечений.

 

При этом введено исключение: к услугам в сфере отдыха (развлечений), место реализации которых определяется по месту их фактического оказания, не относятся услуги в сфере отдыха (развлечений), получение которых осуществляется в дистанционной форме, путем приобретения доступа к виртуальным мероприятиям, которые транслируются через интернет. Место реализации таких услуг определяется по местонахождению покупателя;

 

- организации и (или) проведения выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Республики Беларусь (подп. 1.3 п. 1 ст. 117 НК).

 

В перечень работ, услуг, имущественных прав, место реализации которых определяется по местонахождению покупателя, добавлены следующие услуги:

 

  • услуги в сфере отдыха (развлечений), получение которых осуществляется в дистанционной форме путем приобретения доступа к виртуальным мероприятиям, которые транслируются через интернет;
  • услуги по предоставлению информации из баз данных об агрегированных данных о покупателях, покупках, сформированных лицами, оказывающими услуги в электронной форме;
  • услуги (за исключением услуг в электронной форме), направленных на увеличение (стимулирование) продаж через электронную торговую площадку, включая услуги по привлечению третьих лиц для исполнения обязательств, связанных с такой реализацией (подп. 1.4 п. 1 ст. 117 НК).


Расширен перечень услуг в электронной форме, место реализации которых определяется по местонахождению покупателя. К ним добавлены:

 

  • маркетинговые услуги в интернете (подп. 4.2 п. 4 ст. 117 НК);
  • услуги по предоставлению через интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для увеличения (стимулирования) продаж через электронную торговую площадку (подп. 4.6 п. 4 ст. 117 НК);
  • услуги по подборке (выборке) информации. Кроме того, для цели признания услугами в электронной форме услуг по хранению, подборке (выборке) и (или) обработке информации расширено условие о возможности доступа к информации через интернет: информация может быть доступна не только лицам, предоставившим информацию, но и иным пользователям (подп. 4.8 п. 4 ст. 117 НК);
  • услуги обработки и предоставления результатов обработки статистики на сайтах в интернете (подп. 4.12 п. 4 ст. 117 НК);
  • автоматизированное дистанционное обучение через информационную сеть за исключением случая, когда информационная сеть используется как средство коммуникации (подп. 4.14 п. 4 ст. 117 НК).

 

Освобождение от НДС

 

7. Новая структура подпункта 1.2 пункта 1 статьи 118 НК позволит однозначно понять, что освобождаются от НДС не все медицинские услуги, а только те, которые перечислены в подпунктах 1.2.1–1.2.7 этого пункта.

 

8. Согласно подпункту 1.5.3 пункта 1 статьи 118 НК с 2025 года от налогообложения НДС освобождается продукция общественного питания, произведенная в специализированных организациях для пациентов стационаров учреждений здравоохранения согласно заключенным договорам с учреждениями здравоохранения.

 

9. Также в части второй подпункта 1.16 статьи 118 НК законодательно закреплены применяемые на практике положения при расчете численности работников (инвалидов) организации. Такая численность в среднем за период определяется суммированием численности работников (инвалидов) за все месяцы, истекшие с начала года до отчетного периода НДС, и делением полученной суммы на число истекших месяцев, за которые определена средняя численность работников (инвалидов).

 

В части второй подпункта 1.16 статьи 118 НК с 2025 года законодательно закреплены применяемые на практике положения по правилам округления показателей численности и процентов:

 

  • численность инвалидов в среднем за период и численность работников в среднем за этот же период округляется до целого числа по правилам арифметики;
  • процент численности инвалидов и процент начисленных инвалидам выплат рассчитывается без применения округления.

 

10. В подпункт 1.24 пункта 1 статьи 118 НК включен вид твердого топлива «гранулы древесные топливные» в связи с внесением изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 2012 г. № 1028 «Об обеспечении населения твердыми видами топлива», предусматривающее утверждение норм отпуска населению твердых видов топлива, к которым относятся в том числе гранулы древесные топливные.

 

11. Внесены редакционные правки в подпункты 1.34 и 1.35 пункта 1 статьи 118 НК, исключающие упоминание в них работ по ремонту. Так, освобождаться от НДС, как и прежде, будут обороты по реализации работ:

 

  • по строительству объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Указом от 26 марта 2007 г. № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость»;
  • строительству и содержанию объектов общего пользования садоводческих товариществ.

 

Данная корректировка не изменит перечень освобождаемых от НДС оборотов и направлена на приведение терминологии НК в соответствие с терминологией, используемой в отраслевом законодательстве, и связана с вступлением в силу 23 июля 2024 г. новой редакции Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

 

12. Уточнено, что в соответствии с целями введения освобождения от НДС, предусмотренного подпунктом 1.57 статьи 118 НК, и выработанными подходами эта преференция применяется, если объекты внешнего благоустройства находятся на землях общего пользования.

 

В случае, когда объекты внешнего благоустройства находятся на территориях (землях), обязанность содержания которых закреплена за счет средств субъектов хозяйствования, в том числе средств, выделяемых на их содержание по бюджетной смете, то освобождение от НДС не применяется.

 

При этом для целей применения освобождения от НДС термин «земли общего пользования» используются в значении, определенном статьей 7 Кодекса Республики Беларусь о земле, в соответствии с которой — это земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами.

 

13. Пункт 3 статьи 118 НК дополнен положениями, согласно которыми для крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ) в течение 3 лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства предоставлено право отказаться от освобождения только от НДС в отношении оборотов, указанных в пункте 1 статьи 384 НК, представив в инспекцию МНС соответствующее заявление. При этом отказ возможен на период не менее 1 календарного года.

 

14. С 1 января 2025 г. из числа товаров, освобождаемых от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь, исключены сырье и материалы согласно приложению 37 к НК для изготовления на территории Республики Беларусь ручным способом художественных изделий, сортовой посуды из хрусталя и стекла обычных и сложных конфигураций, ввозимые (ввезенные) производителями таких изделий и посуды (подп. 1.191 п. 1 ст. 119 НК).

 

Налоговая база НДС

 

15. Корректировка пункта 33 статьи 120 НК обусловлена:

 

  • изменением подходов к определению стоимости услуг заказчика по объектам строительства в пользу третьих лиц;
  • приведением законодательства в соответствие с Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и другими нормативными правовыми актами.

 

16. Пунктом 29 статьи 120 НК уточнен порядок определения налоговой базы по посредническим договорам, в том числе при электронной дистанционной продаже товаров через электронные торговые площадки.

 

Так, сумма, полученная (подлежащая к получению) в виде вознаграждений по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным гражданско-правовым договорам, определяется как начисленные (рассчитанные) по условиям указанных договоров вознаграждения до проведения зачетов по встречным обязательствам, включая случаи, когда проведение таких зачетов обусловлено предоставлением скидок при реализации товаров (электронной дистанционной продаже товаров), работ, услуг, имущественных прав, и (или) до осуществления действий (операций), уменьшающих иным способом размер подлежащих к получению вознаграждений.

 

17. Пункт 39 статьи 120 НК дополнен частью, устанавливающей порядок определения налоговой базы НДС при реализации на территории Республики Беларусь товаров с дополнительной выгодой иностранными организациями (иностранными индивидуальными предпринимателями) — резидентами государств — членов ЕАЭС, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных договоров, заключенных с белорусскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на основе таких договоров, если при ввозе этих товаров на территорию Республики Беларусь был уплачен ввозной НДС исходя из указанной ими (комитентами-нерезидентами) цены реализации.

 

18. Уточняется порядок применения положений подпунктов 42.2 и 42.3 пункта 42 статьи 120 НК. Так, при определении суммы налоговой базы в размере, меньшем чем контрактная стоимость предмета лизинга или остаточная стоимость, проведение оценки реализуемого транспортного средства необязательно. При отсутствии его оценочной стоимости налоговая база будет определяться соответственно как контрактная стоимость предмета лизинга или как остаточная стоимость.

 

Ставки НДС

 

19. С 2025 года уменьшена ставка НДС с 20 % до 10 % при ввозе фармацевтических субстанций, входящих в состав зарегистрированного лекарственного препарата (подп. 2.21 п. 2 ст. 122 НК).

 

20. Ставка НДС на готовые продукты из мяса индейки снижена с 20 % до 10 % (прил. 26 к НК).

 

21. Статья 126 НК с 2025 года дополняется положениями, в соответствии с которыми услуги по международной автомобильной перевозке грузов через территорию Республики Беларусь на территорию (с территории) другого государства, оказанные в той части указанного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь, относятся также к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %, если соблюдаются в совокупности условия абзацев второго–седьмого части второй пункта 2 статьи 126 НК.

 

Согласно пункту 16 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» в отношении оборотов по реализации услуг, оказанных с 16 апреля 2022 г. по 31 декабря 2024 г. и не признаваемых экспортируемыми согласно части второй пункта 2 статьи 126 НК (в редакции, действующей до 1 января 2025 г.) плательщики не позднее 1 октября 2025 г. при необходимости представляют уточненные налоговые декларации и не позднее 20 октября 2025 г. уплачивают налоги, сборы и иные платежи без начисления пени.

 

Налоговый и отчетный период НДС

 

22. В целях упрощения налогового администрирования для индивидуальных предпринимателей в статье 127 НК (подп. 2.2 п. 2 ст. 127 НК) определен отчетным периодом по НДС только квартал.

 

Налоговые вычеты

 

23. Дополнение, вносимое в подпункт 24.4 пункта 24 статьи 133 НК, с 2025 года исключает обязанность инвестора (реализующей организации) восстанавливать ранее принятые к вычету в полном объеме суммы НДС при строительстве объектов инфраструктуры, приходящиеся на возмещаемые за счет бюджетных средств затраты (часть затрат).

 

24. В подпункте 24.14 пункта 24 статьи 133 НК нормативно закрепляется ограничение вычета НДС у покупателя в ситуациях, когда расходы признаются экономически не обоснованными по основаниям пунктов 4 и 5 статьи 169 НК.

 

Факторинг

 

25. С 19 ноября 2024 г. вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Республики Беларусь, согласно которым в качестве фактора может выступать коммерческая организация (п. 2 ст. 772 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

 

25.1. В соответствии с подпунктом 7.6 пункта 7 статьи 115 НК с 1 января 2025 г. оборотом по реализации имущественных прав признается получение:

 

  • дохода новым кредитором (фактором), приобретшим денежное требование, при полном или частичном прекращении соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации;
  • возмещения новым кредитором (фактором) суммы денежного обязательства, не уплаченной должником и причитающейся новому кредитору (фактору) по уступленному денежному требованию, осуществляемого по договору факторинга с правом обратного требования (регресса).


25.2. При приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база определяется новым кредитором (фактором), приобретшим денежное требование, как сумма превышения:

 

  • дохода, полученного при полном или частичном прекращении соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации и (или) при последующей уступке требования (в том числе по договорам купли-продажи имущественного права), над расходами на приобретение этого требования;
  • полученного (в том числе частично) возмещения суммы денежного обязательства, не уплаченной должником и причитающейся новому кредитору (фактору) по уступленному денежному требованию, осуществляемого по договору факторинга с правом обратного требования (регресса), над расходами на приобретение этого требования (подп. 16.4 п. 16 ст. 120 НК).


25.3. Момент фактической реализации имущественного права у нового кредитора (фактора), приобретшего денежное требование, согласно пункту 8 статьи 121 НК признается как день:

 

  • полного или частичного прекращения соответствующего денежного обязательства путем исполнения, предоставления отступного, зачета, новации;
  • получения полного или частичного возмещения суммы денежного обязательства, не уплаченной должником и причитающейся новому кредитору (фактору) по уступленному денежному требованию, осуществляемого по договору факторинга с правом обратного требования (регресса).


Данные положения не относятся к случаям уступки новым кредитором (фактором) права (требования), в том числе по договорам купли-продажи имущественного права.

 

Изменения в налогообложении дистанционной продажи е-товаров

 

26. Дополнениями, внесенными в пункт 12 статьи 121 НК, расширена вариантность определения даты отгрузки товаров при их электронной дистанционной продаже по посредническим договорам. Так, продавцы смогут выбрать (закрепив выбор в учетной политике) не одну из двух, а одну из трех дат:

 

  • отгрузки товаров собственником, правообладателем посреднику;
  • отгрузки товаров посредником покупателю;
  • доставки (реализации) товара, отражаемой в отчете о продаже товаров и (или) детализации к такому отчету посредником, через электронную торговую площадку которых осуществляется электронная дистанционная продажа таких товаров.

 

27. Из числа положений о «необъектах» налогообложения НДС (п. 2 ст. 115 НК), которые распространяются на белорусских покупателей при исполнении обязанности, установленной статьей 114 НК (п. 5 ст. 114 НК), исключены положения подпункта 2.12.4 пункта 2 статьи 115 НК.

 

28. Уточнено, что местом реализации товаров не признается территория Республики Беларусь, если документы (информация), подтверждающие место реализации товаров при электронной дистанционной продаже, подтверждают доставку товаров покупателям на территорию иностранного государства.

 

Доступ к личному кабинету плательщика на Портале ЭСЧФ

 

29. Пункт 1 статьи 107 НК дополняется подпунктом 1.24, согласно которому налоговый орган вправе в порядке, установленном МНС, ограничивать (возобновлять) доступ плательщику к личному кабинету плательщика на Портале ЭСЧФ в определенных случаях.

 

Доступ в личный кабинет плательщика в АИС «Учет счетов-фактур» будет возобновляться после исполнения налоговых обязательств по НДС.

По информации МНС