Маркировка алкогольных напитков: какие изменения вступят в силу с 1 февраля и 11 июля 2024 года
Изменения с 1 февраля 2024 года
Постановлением Совмина от 16 января 2024 г. № 31 в целях оптимизации количества используемых видов акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории, виды алкогольных напитков разделены на две группы:
- коньяки, бренди, коньячные напитки, вина, винные напитки, кальвадос;
- алкогольные напитки (за исключением коньяков, бренди, коньячных напитков, вин, винных напитков, кальвадоса).
Ввиду незначительного либо полного отсутствия использования с 1 февраля 2024 г. исключаются образцы акцизных марок:
- на самоклеящейся основе форматом 110 x 17 мм для маркировки коньяков, бренди, коньячных напитков, вин, винных напитков, кальвадоса, произведенных на территории Республики Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
- форматом 160 x 16 мм для маркировки водок и ликеро-водочных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
- на самоклеящейся основе форматом 110 x 17 мм для маркировки водок и ликеро-водочных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории;
- на самоклеящейся основе форматом 110 x 17 мм для маркировки алкогольных напитков (за исключением водки, ликеро-водочных изделий, коньяков, бренди, коньячных напитков, вин, винных напитков, кальвадоса), произведенных на территории Республики Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории.
Образец акцизной марки форматом 160 х 16 мм для маркировки коньяков, бренди, коньячных напитков, вин, винных напитков, кальвадоса, произведенных на территории Республики Беларусь и предназначенных для оборота на ее территории, сохраняется до 1 января 2025 г.
Действующая форма отчета об использовании акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, сохраняет прежние виды производимой алкогольной продукции и с 1 февраля 2024 г. дополняется новой позицией «Алкогольные напитки (за исключением коньяков, бренди, коньячных напитков, вин, винных напитков, кальвадоса)».
Во избежание двойной отчетности по одному и тому же виду алкогольной продукции дополнительно в форме отчета об использовании акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, разъясняется порядок заполнения по акцизным маркам, приобретенным до 1 февраля 2024 г. и после 1 февраля 2024 г.
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона от 27 августа 2008 г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» алкогольные напитки, подлежащие маркировке акцизными марками образца, соответствующего виду алкогольного напитка, но не маркированные ими, а также маркированные акцизными марками с нарушением порядка маркировки, рассматриваются как не маркированные акцизными марками.
Изменения с 11 июля 2024 года
Законом от 05.01.2024 N 345-З «Об изменении законов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции» (далее – Закон № 345-3) внесены изменения в ряд законодательных актов, регулирующих оборот алкогольной продукции. Изменения вступают в силу с 11.07.2024 (за некоторым исключением).
В частности, изменениям подлежит порядок маркировки алкогольных напитков, а именно, в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 19 Закона N 429-З от 27.08.2008 «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» маркировке акцизными марками подлежат алкогольные напитки, ввозимые на территорию Республики Беларусь и произведенные в Республике Беларусь, разлитые в потребительскую упаковку и предназначенные для оборота на ее территории.
При этом в п. 2 данной статьи закреплен перечень случаев, когда алкогольные напитки не подлежат маркировке акцизными марками. Дополнительно в данный перечень также включены алкогольные напитки, произведенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении общественного питания в объектах общественного питания путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами (абз. 4 п. 12 ст. 1 Закона N 345-З). Обусловлено это тем, что изготовление таких напитков не является производством алкогольной продукции, в связи с чем маркировка нецелесообразна.
Кроме того, уточнено, что стоимость акцизных марок, не использованных и возвращенных выдавшим их органам, подлежит зачету и (или) возврату юридическим лицам Республики Беларусь. Стоимость поврежденных акцизных марок зачету и (или) возврату не подлежит (абз. 3 - 4 п. 13 ст. 1 Закона N 345-З).
В отношении всех ИП, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками, установлена обязанность обеспечить проверку подлинности акцизных марок на принадлежащих им алкогольных напитках (п. 7 ст. 21 Закона N 429-З).
По информации МНС