Комментарий МНС к постановлению Совмина № 364: оптимизация админпроцедур налоговых органов в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2023 г. № 364 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
Постановление Совмина № 364 (далее – постановление) принято в целях приведения законодательства в соответствие с законами Республики Беларусь от 8 декабря 2022 г. № 221-З «О признании утратившими силу законодательных актов», от 30 декабря 2022 г. № 236-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», а также оптимизации административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, и их перевода в электронную форму, и определения дополнительной меры в сфере контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
В целях снижения административной нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращения количества документов, ими представляемых, дальнейшей цифровизации административных процедур, с 8 декабря 2023 года исключается обязанность субъектов хозяйствования по предоставлению в налоговые органы:
- заключения экспертизы о подлинности возвращенных акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, табачных изделий, копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих возврат акцизных марок республиканскому унитарному предприятию «Издательство «Белбланкавыд», при осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок (подпункт 22.7.2 пункта 22.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – единый перечень);
- заключения экспертизы о подлинности возвращенных контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов на ввозимые (вывозимые) на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт, копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих возврат контрольных знаков республиканскому унитарному предприятию «Издательство «Белбланкавыд», а также сопроводительных документов, промаркированных контрольными знаками, при осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных знаков, а также в качестве условия реализации контрольных знаков (подпункты 22.8.3 и 22.8.4 пункта 22.8 единого перечня).
Необходимую информацию для осуществления административных процедур на основе вышеуказанных заключения, товарно-транспортных накладных и сопроводительных документов субъекты хозяйствования будут указывать в заявлениях:
- о возврате денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок (подпункт 22.7.2 пункта 22.7 единого перечня) – сведения о возвращенных неиспользованных акцизных марках;
- о возврате денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных знаков (подпункт 22.8.3 пункта 22.8 единого перечня) – сведения о возвращенных неиспользованных контрольных знаках;
- о зачете и (или) возврате денежных средств, внесенных в республиканский бюджет, в счет исполнения налоговых обязательств по налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, уплаты иных платежей в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (или) их возврата (подпункт 22.8.4 пункта 22.8 единого перечня) - сведения о возвращенных неиспользованных или погашенных контрольных знаках.
Информация, указанная субъектами хозяйствования в заявлении, налоговым органом будет сверяться с информацией, содержащейся в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД).
Несоответствие информации о возвращенных неиспользованных акцизных марках, возвращенных неиспользованных или погашенных контрольных знаках сведениям ЭБД будет являться основанием для отказа в приеме заявлений на возврат денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок, контрольных знаков, а также в осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в качестве условия реализации контрольных знаков.
Денежные средства, внесенные в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок, контрольных знаков возвращаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления о их возврате при отсутствии у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, штрафам, наложенным налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, иным платежам в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (далее – налоговые и иные платежи в бюджет).
При наличии задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет налоговый орган производит зачет денежных средств в счет ее погашения в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления о возврате денежных средств и о проведении такого зачета в течение трех рабочих дней после его проведения направляет соответствующее сообщение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Оставшаяся после проведения зачета сумма денежных средств возвращается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления об их возврате.
В случае отсутствия денежных средств, подлежащих возврату после проведенного зачета, налоговый орган принимает административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры.
В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не обращались в налоговые органы за возвратом денежных средств за возвращённые контрольные знаки, акцизные марки для маркировки алкогольных напитков, такие денежные средства подлежат зачету в счет оплаты стоимости контрольных знаков, акцизных марок для маркировки алкогольных напитков. Для этого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при очередном обращении в инспекцию МНС за выдачей контрольных знаков, акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, в заявлении необходимо указать сведения о зачислении в бюджет таких денежных средств.
Денежные средства, внесенные в качестве условия приобретения контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов (далее – денежные средства), подлежат зачету в счет исполнения налоговых обязательств по налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, уплаты иных платежей в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (далее – налоговое обязательство) и (или) возврату на счет юридического лица либо индивидуального предпринимателя при погашении контрольных знаков или возврате неиспользованных контрольных знаков.
Зачет денежных средств в счет исполнения налоговых обязательств производится налоговым органом в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления о зачете и (или) возврате денежных средств, возврат денежных средств – в течение пятнадцати рабочих дней, при отсутствии у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет в порядке, аналогичном порядку возврата денежных средств за возвращённые неиспользованные контрольные знаки, акцизные марки.
В соответствии с Распоряжением Премьер-министра от 27 апреля 2020 г. № 119р «Об административных процедурах, планируемых к переводу в электронную форму» вышеуказанные административные процедуры запланированы к переводу на единый портал электронных услуг в 2024 году.
В связи с принятием Закона от 8 декабря 2022 г. № 221-З «О признании утратившими силу законодательных актов», отменено правовое регулирование общественных отношений, предусмотренных Декретом Президента от 12 июля 2005 г. № 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь».
Соответственно, постановлением с 8 июня 2023 г.:
- исключена функция налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об обращении нефтяного жидкого топлива;
- из перечня бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в ЭБД, исключен контрольный знак, предназначенный для маркировки сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством на нефтяное жидкое топливо;
- исключена административная процедура, предусмотренная подпунктом 22.8.1 пункта 22.8 единого перечня, по принятию решения о выдаче контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством, на нефтяное жидкое топливо (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок), ввозимое в Республику Беларусь автомобильным транспортом с территории государств - членов Евразийского экономического союза).
Также постановлением с 8 июня 2023 г. признаны утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. №1116 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 12 июля 2005 г. № 9», от 14 сентября 2006 г. № 1215 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 12», от 15 мая 2008 г. № 677 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 4», от 19 апреля 2017 г. № 290 «О прекращении обязательств по оплате поставленного нефтяного жидкого топлива», а также подпункт 1.7 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2018 г. № 902 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Поскольку на Министерство по налогам и сборам возложены обязанности координации работ по реализации в Республике Беларусь Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года, а также функции по контролю за соблюдением требований законодательства о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, постановлением за МНС закреплена функция заключения между МНС и субъектами хозяйствования – владельцами уполномоченных складов соглашения о сотрудничестве и взаимодействия в сфере контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
Справочно.
Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии будет размещено в открытом доступе на официальном сайте МНС, подписание такого типового соглашения будет одним из требований, которые предъявляются к владельцам уполномоченных складов.
Постановление вступило в силу с 8 июня 2023 г., за исключением норм в части предоставления МНС полномочий на заключение с владельцами уполномоченных складов соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, вступающих в силу с 5 июля 2023 г., а также норм в части административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, вступающих в силу с 8 декабря 2023 г.
По информации МНС