Комментарий МНС к постановлению Совмина № 364: оптимизация админпроцедур налоговых органов в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий



Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2023 г. № 364 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
 

Фото: freepik.com

Постановление Совмина № 364 (далее – постановление) принято в целях приведения законодательства в соответствие с законами Республики Беларусь от 8 декабря 2022 г. № 221-З «О признании утратившими силу законодательных актов», от 30 декабря 2022 г. № 236-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», а также оптимизации административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, и их перевода в электронную форму, и определения дополнительной меры в сфере контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.

В целях снижения административной нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращения количества документов, ими представляемых, дальнейшей цифровизации административных процедур, с 8 декабря 2023 года исключается обязанность субъектов хозяйствования по предоставлению в налоговые органы:

  • заключения экспертизы о подлинности возвращенных акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, табачных изделий, копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих возврат акцизных марок республиканскому унитарному предприятию «Издательство «Белбланкавыд», при осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок (подпункт 22.7.2 пункта 22.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – единый перечень);
  • заключения экспертизы о подлинности возвращенных контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов на ввозимые (вывозимые) на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт, копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих возврат контрольных знаков республиканскому унитарному предприятию «Издательство «Белбланкавыд», а также сопроводительных документов, промаркированных контрольными знаками, при осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных знаков, а также в качестве условия реализации контрольных знаков (подпункты 22.8.3 и 22.8.4 пункта 22.8 единого перечня).


Необходимую информацию для осуществления административных процедур на основе вышеуказанных заключения, товарно-транспортных накладных и сопроводительных документов субъекты хозяйствования будут указывать в заявлениях:

  • о возврате денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок (подпункт 22.7.2 пункта 22.7 единого перечня) – сведения о возвращенных неиспользованных акцизных марках;
  • о возврате денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных знаков (подпункт 22.8.3 пункта 22.8 единого перечня) – сведения о возвращенных неиспользованных контрольных знаках;
  • о зачете и (или) возврате денежных средств, внесенных в республиканский бюджет, в счет исполнения налоговых обязательств по налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, уплаты иных платежей в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (или) их возврата (подпункт 22.8.4 пункта 22.8 единого перечня) -  сведения  о возвращенных неиспользованных или погашенных контрольных знаках.


Информация, указанная субъектами хозяйствования в заявлении, налоговым органом будет сверяться с информацией, содержащейся в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД).

Несоответствие информации о возвращенных неиспользованных акцизных марках, возвращенных неиспользованных или погашенных контрольных знаках сведениям ЭБД будет являться основанием для отказа в приеме заявлений на возврат денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок, контрольных знаков, а также в осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в качестве условия реализации контрольных знаков.

Денежные средства, внесенные в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок, контрольных знаков возвращаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления о их возврате при отсутствии у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, штрафам, наложенным налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, иным платежам в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (далее – налоговые и иные платежи в бюджет).

При наличии задолженности  по налоговым и иным платежам в бюджет налоговый орган производит зачет денежных средств в счет ее погашения в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления о возврате денежных средств и о проведении такого зачета в течение трех рабочих дней после его проведения направляет соответствующее сообщение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Оставшаяся после проведения зачета сумма денежных средств возвращается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления об их  возврате.

В случае отсутствия денежных средств, подлежащих возврату после проведенного зачета, налоговый орган принимает административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры.

В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не обращались в налоговые органы за возвратом денежных средств за возвращённые контрольные знаки, акцизные марки для маркировки алкогольных напитков, такие денежные средства подлежат зачету в счет оплаты  стоимости контрольных знаков, акцизных марок для маркировки алкогольных напитков. Для этого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при очередном обращении в инспекцию МНС за выдачей контрольных знаков, акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, в заявлении необходимо указать сведения о  зачислении в бюджет таких денежных средств.

Денежные средства, внесенные в качестве условия приобретения контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов (далее – денежные средства), подлежат зачету в счет исполнения налоговых обязательств по налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, уплаты иных платежей в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (далее – налоговое обязательство) и (или) возврату на счет юридического лица либо индивидуального предпринимателя при погашении контрольных знаков или возврате неиспользованных контрольных знаков.

Зачет денежных средств в счет исполнения налоговых обязательств производится налоговым органом в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления о зачете и (или) возврате денежных средств, возврат денежных средств – в течение пятнадцати рабочих дней, при отсутствии у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет в порядке, аналогичном порядку возврата денежных средств за возвращённые неиспользованные контрольные знаки, акцизные марки.

В соответствии с Распоряжением Премьер-министра от 27 апреля 2020 г. № 119р «Об административных процедурах, планируемых к переводу в электронную форму» вышеуказанные административные процедуры запланированы к переводу на единый портал электронных услуг в 2024 году.

В связи с принятием Закона от 8 декабря 2022 г. № 221-З «О признании утратившими силу законодательных актов», отменено правовое регулирование общественных отношений, предусмотренных Декретом Президента от 12 июля 2005 г. № 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь».

Соответственно, постановлением с 8 июня 2023 г.:

  • исключена функция налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об обращении нефтяного жидкого топлива;
  • из перечня бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в ЭБД, исключен контрольный знак, предназначенный для маркировки сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством на нефтяное жидкое топливо;
  • исключена административная процедура, предусмотренная подпунктом 22.8.1 пункта 22.8 единого перечня, по принятию решения о выдаче контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством, на нефтяное жидкое топливо (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок), ввозимое в Республику Беларусь автомобильным транспортом с территории государств - членов Евразийского экономического союза).
     

Также постановлением с 8 июня 2023 г. признаны утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. №1116  «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 12 июля 2005 г. № 9», от 14 сентября 2006 г. № 1215 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 12», от 15 мая 2008 г. № 677 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 4», от 19 апреля 2017 г. № 290 «О прекращении обязательств по оплате поставленного нефтяного жидкого топлива», а также подпункт 1.7 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2018 г. № 902 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь».


Поскольку на Министерство по налогам и сборам возложены обязанности координации работ по реализации в Республике Беларусь Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года, а также функции по контролю за соблюдением требований законодательства о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, постановлением за МНС закреплена функция заключения между МНС и субъектами хозяйствования – владельцами уполномоченных складов соглашения о сотрудничестве и взаимодействия в сфере контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
 

Справочно.

Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии будет размещено в открытом доступе на официальном сайте МНС, подписание такого типового соглашения будет одним из требований, которые предъявляются к владельцам уполномоченных складов.


Постановление вступило в силу с 8 июня 2023 г., за исключением норм в части предоставления МНС полномочий на заключение с владельцами уполномоченных складов соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, вступающих в силу с 5 июля 2023 г., а также норм в части административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, вступающих в силу с 8 декабря 2023 г.

По информации МНС




Новости МНС

МНС информирует об обновлении Единого реестра налоговых консультантов на 22 ноября

На сайте МНС обновлен Единый реестр налоговых консультантов по состоянию на 22.11.202...

22 ноября 2024 г. 17:09

читать подробнее

Об НДС у коммерческой организации, созданной ИП

С 1 октября 2024 г. физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, вправе создать коммерческую о...

21 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее