Прослеживаемость товаров с 1 декабря 2024 года: в МНС ответили на вопросы и предложения предпринимателей



Иллюстрация: Canva

Вопрос 1:

Субъект розничной торговли ведет суммовой учет движения товаров (реализация товаров в объекте осуществляется исключительно физическим лицам). Вправе ли такой субъект с 01.12.2024 осуществлять суммовой учет движения товаров, отдельно формируя отчет по количеству его движения, либо обязан перейти на количественно-суммовой учет (для целей налогового и бухгалтерского учета товаров)?

Утрачивают ли с 01.12.2024 субъекты розничной торговли право применять расчетную ставку НДС (пункт 5 статьи 128 Налогового кодекса) при продаже товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам?


Ответ:

Пунктом 5 статьи 128 Налогового кодекса (НК) определены условия при одновременном соблюдении которых субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю и получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок по товарам, реализуемым по свободным и регулируемым (фиксированным) розничным ценам, могут производить исчисление НДС исходя из налоговой базы и доли суммы НДС по товарам, имеющимся в календарном месяце, в стоимости этих товаров (с учетом всех налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет либо бюджеты государственных внебюджетных фондов, взимаемых при реализации товаров), включая товары, освобожденные от НДС.

Так, расчетная ставка применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • товары учитываются по розничным ценам;
  • ведется отдельный учет сумм НДС, включенных в цену товаров.
 
Таким образом, порядок ведения учета движения товара (суммовой или количественно-суммовой) не влияет на применение положений пункта 5 статьи 128 НК.


При этом обращаем внимание, что в соответствии с абзацем четвертым части первой пункта 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента от 29.12.2020 № 496 «О прослеживаемости товаров», при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, субъекты хозяйствования обязаны вести количественный учет товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, в единицах измерения, подлежащих указанию в электронных накладных.
 

Кроме того, такой учет должен позволять обеспечить указание в электронных накладных типа, даты и номера приходного документа, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной, а также номера строки в приходном документе, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной (абзацы восьмой и девятый части второй, абзацы пятнадцатый и шестнадцатый части третьей подпункта 2.2 пункта 2 постановления Совмина от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных». При этом порядок ведения учета движения товаров, подлежащих прослеживаемости (суммовой или количественно-суммовой), Указом № 496 не установлен и определяется субъектом хозяйствования самостоятельно.



Вопрос 2:

В объекте общественного питания, в том числе в заготовочном цехе по производству хлебобулочных и кондитерских изделий при магазине, производится продукция (к примеру, печенье, пряники), которая впоследствии реализуется как в таком объекте общественного питания, так и перемещается в магазин для последующей продажи физическим лицам.

Подлежит ли прослеживаемости произведенная с 01.12.2024 в объекте общественного питания поименованная выше продукция?


Ответ:

В соответствии с абзацем третьим части первой пункта 4 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента № 496 «О прослеживаемости товаров», субъектами хозяйствования представляются в налоговые органы по месту постановки на учет сведения о произведенных товарах, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости. При этом согласно части второй пункта 4 Положения операции, связанные с оборотом таких товаров, осуществляются после передачи сведений о них в налоговые органы.

Согласно пункту 1 перечня терминов и их определений (приложение к Указу № 496) к операциям, связанным с оборотом товаров относятся:

  • отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов Евразийского экономического союза;
  • отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения (за исключением отгрузки и (или) передачи товаров на хранение в порядке и случаях, предусмотренных Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства), подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств - членов Евразийского экономического союза;
  • использование в производстве и (или) транспортировка (за исключением движения (перемещения) товаров между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности (местами хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления), выполняемой работниками организации или индивидуального предпринимателя, являющимися материально ответственными (ответственными) лицами, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, выхода на земли общего пользования или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки) товаров.
  
Таким образом, продукция общественного питания, изготовленная субъектом хозяйствования в рамках вида деятельности «общественное питание» и реализуемая физическим лицам в принадлежащих этому субъекту хозяйствования объектах общественного питания и торговли, расположенных по одному адресу с местом их производства, прослеживаемости не подлежит.


При этом если перемещение произведенных товаров в магазин для последующей продажи физическим лицам осуществляется с выездом на автомобильные дороги общего пользования или выходом на земли общего пользования, такое перемещение подлежит оформлению электронной накладной.
 

В данном случае на субъекта хозяйствования возлагается обязанность по представлению сведений о произведенных товарах, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, в сроки, установленные частью четвертой пункта 4 Положения.



Вопрос 3:

При отгрузке товара, поступившего в торговый объект в рамках внутреннего перемещения, в электронной накладной в качестве приходного документа будет указана электронная накладная, ранее оформленная в рамках внутреннего перемещения. Будет ли соответствовать данная позиция требованиям, предъявляемым законодательством?

Могут ли с 01.12.2024 субъекты розничной торговли при формировании электронной накладной для внутреннего перемещения между магазинами указывать в такой накладной учетную (розничную) цену, то есть ту стоимость, по которой товар числится в учете, или для прослеживаемости необходимо будет указывать за единицу измерения отпускную цену, по которой этот товар поступил от поставщика?


Ответ:

В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента № 496 «О прослеживаемости товаров» при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечни, субъекты хозяйствования обязаны использовать электронные накладные, порядок создания, передачи и получения которых устанавливается Совмином.

Так, в соответствии с абзацами пятым – девятым части второй подпункта 2.2 пункта 2 постановления Совмина № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» электронные накладные, создаваемые при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, а также товарно-транспортные и товарные накладные, составленные на бумажных носителях в соответствии с пунктом 18 Положения, должны содержать сведения, предусмотренные для заполнения в товарно-транспортных и товарных накладных, составляемых на бумажном носителе, а также в том числе следующие сведения:

  • единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных, установленные Совмином;
  • количество товара в единицах измерения;
  • цена за единицу измерения товара;
  • тип, дата и номер приходного документа, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной;
  • номер строки в приходном документе, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной.
  
Учитывая изложенное, при отгрузке товара, поступившего в торговый объект в рамках внутреннего перемещения, в электронной накладной, создаваемой при отгрузке такого товара, в качестве приходного документа подлежит указанию дата и номер электронной накладной, по которой такой товар поступил в торговый объект.


В соответствии с абзацем вторым части 12 пункта 3 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Минфина № 58, при внутреннем перемещении товаров и в случае, когда цена товара в договоре не установлена, указывается учетная цена товара.
 

Учитывая изложенное в электронных накладных для внутреннего перемещения между магазинами необходимо указывать учетную цену товара (стоимость, по которой товар числится в учете).



Вопрос 4:

С 01.12.2024 возврат поставщику товара, обязанность предоставления данных об остатках которого законодательством не установлена, необходимо оформлять с использованием электронной накладной с указанием приходного документа (приходный документ оформлен на бумажном носителе) либо допускается оформление накладных на бумажном носителе?
        
Ответ:

Необходимость и сроки предоставления информации в отношении остатков товаров определены в приложениях 1 и 2 к постановлению Совмина от 23.04.2021 № 250.
 

Таким образом, в случае если с 01.12.2024 года осуществляется возврат товаров, в отношении которых информация об остатках товаров не подлежит передаче в программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» АИС «Расчет налогов» (ПК СПТ), необходимость оформления электронных накладных, содержащих сведения, предусмотренные частью второй подпункта 2.2 пункта 2 постановления Совмина № 940 «О функционировании механизма электронных накладных», отсутствует.


Возврат таких товаров может осуществляться с использованием товарно-транспортных или товарных накладных на бумажных носителях, либо электронных накладных, содержащих сведения, предусмотренные частью первой подпункта 2.2 пункта 2 постановления № 940.


Предложение 1:

При установлении в ходе приемки товара расхождений по количеству либо качеству не допускается применение электронного акта приемки. «Корректировка» осуществляется путем отмены электронной накладной и создания новой. На практике, процесс отмены первоначальной накладной и создание новой занимает до 10 рабочих дней.

С учетом изложенного, просим рассмотреть вопрос о внесении изменений в соответствующий акт законодательства и предоставить возможность субъектам хозяйствования использовать электронный акт приемки при обороте товара, что значительно ускорит процесс и сделает процедуру приемки товара по электронной накладной наиболее применимой к юридическим и фактическим взаимоотношениям сторон.


Ответ:

Постановлением НАН Беларуси, Минфина, МНС, Минсвязи от 18.12.2023 № 9/75/35/26 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных и иных документов при осуществлении взаимной торговли» предусмотрено использование электронного акта приемки при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости, после доработки программного комплекса «Система прослеживаемости товаров» АИС «Расчет налогов».
 

До осуществления такой доработки электронный акт приемки при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости, применению не подлежит.


С 1 мая 2024 г. применение электронного акта приемки для внесения изменений в электронные накладные в случае выявления при приемке товаров недостачи и (или) излишков, и (или) товаров ненадлежащего качества либо для внесения иных изменений в электронные накладные возможно в отношении товаров, не подлежащих прослеживаемости.


Предложение 2:

По отдельным товарам (весовому, сыпучему и т.п.) единицы измерения для целей прослеживаемости отличаются от единиц измерения, которые приняты субъектами хозяйствования при заключении договоров и отгрузке товаров.

Например, заказ молока (емкость 0,9 либо 0,45 л.) осуществляется в штуках (пакетов либо бутылок) и данные об отпускной цене производителя (импортера) указываются в электронной накладной для соответствующего объема молока, которые впоследствии используются для исчисления НДС и формирования розничной цены. Согласно проекту постановления для прослеживаемости молока должны указываться единицы измерения в литрах и цена за литр, что соответственно требует расчетных корректировок для правильного определения фактически отгруженного поставщиком и фактически поступившего в магазин молока.

Считаем целесообразным предусмотреть в отдельном поле электронной накладной отражение увязок данных относительно единиц измерения.


Ответ:

Структура и формат электронных накладных и иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли с другими государствами, утверждены постановлением НАН Беларуси, Минфина, МНС, Минсвязи от 18.12.2023 № 9/75/35/26.

Так, в соответствии с пунктами 79 и 80 таблицы 4.1, пунктами 69 и 70 таблицы 4.2 приложения 4 к структуре и формату для указания в электронных накладных информации о цене единицы товара, применяемой субъектом хозяйствования (в примере, приведенном в обращении, пакета либо бутылки) используется поле <LineItemPrice>, для указания цены единицы товара, указанной в соответствии с единицами измерения, подлежащими указанию в электронных накладных (в отношении молока – литр) – используется поле <LineItemPriceSPT>.
 

Учитывая изложенное, структура и формат обеспечивают возможность указания в электронных накладных сведений о цене товара, необходимых как для осуществления расчетов между грузоотправителем и грузополучателем, так и для функционирования механизма прослеживаемости.


В отношении замечания по фиксации в ПК СПТ прочего выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, в связи с их естественной убылью, уничтожением, порчей и т.д. отмечаем следующее:


Механизм прослеживаемости товаров, предусмотренный Указом Президента № 496 «О прослеживаемости товаров», внедрен в целях подтверждения законности оборота товаров, обеспечения экономической безопасности государства, развития электронного документооборота при осуществлении субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с пунктом 4 перечня терминов и их определений (приложение к Указу № 496) система прослеживаемости товаров – информационная система сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и операциях, связанных с оборотом товаров.
 

Учитывая изложенное, в ПК СПТ не предусмотрена фиксация факта прочего выбытия товаров, в том числе по основаниям, указанным в обращении, поскольку они не относятся к операциям, связанным с оборотом товаров.


По информации МНС




Новости МНС

Комментарий МНС: Об изменении законов в части акцизов с 2025 года

1. С 01.01.2025 электронные системы курения, системы для потребления табака не будут признаваться по...

20 декабря 2024 г. 11:08

читать подробнее

О применении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции с 2025 года

С 2025 г. не вправе применять единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее ...

19 декабря 2024 г. 10:23

читать подробнее