Методические рекомендации по обмену электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле между субъектами хозяйствования РФ и РБ с применением механизма доверенной третьей стороны



Фото: freepik/storyset

Министерством по налогам и сборам совместно с Федеральной налоговой службой разработаны Методические рекомендации для участников трансграничного электронного документооборота.

Рекомендации составлены по итогам пилотного проекта по обмену электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле между российскими и белорусскими хозяйствующими субъектами с применением механизма доверенной третьей стороны (далее – пилотный проект).

Методические рекомендации определяют технологические стандарты для трансграничного взаимодействия при обмене электронными товаросопроводительными документами с использованием согласованных схем трансграничного электронного документооборота.
 

Справочно.

С отчетом о реализации второй части пилотного проекта можно ознакомиться на официальном сайте МНС в разделе «Прослеживаемость товаров».


Правовые и технологические аспекты для возможности использования электронного документооборота при взаимной торговле товарам между субъектами хозяйствования Республик Беларусь и Российской Федерации созданы.

Так, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», позволяющие обмениваться юридически значимыми электронными документами в рамках трансграничной торговли. Кроме того, в соответствии с указанным Законом с 04.08.2023 в Российской Федерации введена возможность признания иностранной электронной подписи на основании соглашения между участниками сделки. Аккредитованные удостоверяющие центры или доверенные третьи стороны теперь смогут подтверждать, что электронные подписи, созданные за границей, соответствуют требованиям заключенного соглашения.

На территории Республики Беларусь порядок признания иностранного сертификата открытого ключа (электронной цифровой подписи) регулируется Законом от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон № 113-З).

Справочно.

В соответствии со статьей 30 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» иностранный сертификат открытого ключа, соответствующий требованиям законодательства иностранного государства, в котором этот сертификат издан, признается на территории Республики Беларусь в случаях и порядке, определенных международным договором Республики Беларусь, предусматривающим взаимное признание сертификатов открытых ключей, или путем установления доверия к нему доверенной третьей стороной. Доверенной третьей стороной является определенная Президентом Республики Беларусь организация, осуществляющая функции по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии (РУП «Национальный центр электронных услуг»).


При этом отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 постановления Совмина от 30 декабря 2019 г. № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» создание, передача и получение в виде электронных документов транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза (далее – транспортные и иные документы) осуществляются через систему электронного обмена данными (Electronic Data Interchange (EDI) с использованием информационных систем операторов электронного документооборота (EDI-провайдеров).
 

Таким образом, на территории Республики Беларусь и Российской Федерации созданы условия возможности осуществления субъектами хозяйствования электронного документооборота.


При наличии заинтересованности у субъектов хозяйствования в использовании электронного документооборота при осуществлении трансграничной торговли с Российской Федерацией таким субъектам хозяйствования необходимо обращаться к EDI-провайдерам для организации ими такого электронного документооборота с российскими контрагентами.
 

Справочно.

Перечень аттестованных  EDI-провайдеров размещен на официальном сайте ГП «Центр систем идентификации».



По информации МНС




Новости МНС

МНС информирует об обновлении Единого реестра налоговых консультантов на 22 ноября

На сайте МНС обновлен Единый реестр налоговых консультантов по состоянию на 22.11.202...

22 ноября 2024 г. 17:09

читать подробнее

Об НДС у коммерческой организации, созданной ИП

С 1 октября 2024 г. физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, вправе создать коммерческую о...

21 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее