МНС об уплате сбора за размещение (распространение) рекламы резидентами СЭЗ и индустриального парка «Великий камень»
МНС опубликовало согласованное с МАРТ письмо по вопросу уплаты организациями, являющимися резидентами свободных экономических зон (далее – резиденты СЭЗ) и Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – резиденты индустриального парка) сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).
1. По вопросу уплаты сбора резидентами СЭЗ в 2022 году.
В соответствии с частью первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента от 31 марта 2022 г. № 131 (далее – Указ № 131) плательщиками сбора признаются, в частности, юридические лица Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 данного пункта (исключение не распространяется на резидентов СЭЗ).
Пунктом 1 статьи 383 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2022 году) (далее – НК) определен закрытый перечень налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых резидентами СЭЗ, в котором не поименован сбор.
При этом такой перечень налогов, сборов (пошлин) применяется в увязке с положением пункта 2 статьи 383 НК, согласно которому при установлении иных налогов, сборов (пошлин) обязанность по их уплате по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, возлагается на ее резидентов путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 1 указанной статьи.
В свою очередь под деятельностью, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, понимается реализация товаров (работ, услуг) собственного производства, поименованная в пункте 3 статьи 382 НК (то есть, реализация иностранным юридическим (физическим) лицам за пределы (за пределами) Республики Беларусь, а также реализация другим резидентам СЭЗ).
Объектом обложения сбором не является деятельность самого резидента СЭЗ, для которого оказана услуга по размещению (распространению) рекламы.
Как показывает практика, размещаемая реклама касается в целом деятельности организации либо в отдельных случаях может касаться реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, но безотносительно рынка их сбыта (внешнего либо внутреннего) и конкретизации покупателя (иностранного, либо резидента СЭЗ).
С учетом изложенного, в 2022 году резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают сбор в порядке и на условиях, установленных Указом № 131.
2. По вопросу уплаты сбора резидентами индустриального парка в 2022 – 2023 годах.
В 2022 году в соответствии с частью первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются, в частности, юридические лица Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями.
В 2023 году аналогичная норма содержится в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 30712 НК.
Согласно абзацу второму части второй пункта 115 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента от 12 мая 2017 г. № 166 (далее – Положение, утвержденное Указом № 166), в случае, если акты законодательства в сфере налогообложения, принятые после даты регистрации резидента индустриального парка, но не ранее даты вступления в силу Указа, утверждающего настоящее Положение, в частности, вводят новые налоги и сборы по отношению к налогам и сборам, действовавшим на указанную дату (на дату вступления в силу Указа, утверждающего настоящее Положение, – для резидентов индустриального парка, зарегистрированных до даты вступления в силу Указа, утверждающего настоящее Положение), резидент индустриального парка вправе не применять нормы законодательства, относящиеся к новым налогам и сборам, в части деятельности на территории индустриального парка.
Таким образом, предписание вышеуказанной гарантии относится к деятельности резидента индустриального парка на территории индустриального парка (оно не ограничивается реализацией и не зависит от категории покупателя и направления сбыта товаров (работ, услуг), в отличие от норм законодательства о СЭЗ).
Сама гарантия действует при возникновении указанных в ней обстоятельств, установленных актами законодательства, принимаемыми после ее вступления в силу и, соответственно, позволяет не применять нормы Указа № 131, а с учетом части второй пункта 8 статьи 3 НК также не применять с 1 января 2023 года положения главы 282 НК.
Исходя из изложенного, резидент индустриального парка – рекламодатель, осуществляющий деятельность на территории этого парка, вправе не исчислять и не уплачивать сбор в 2022 и 2023 годах, за исключением случаев, на которые установленная пунктом 115 Положения, утвержденного Указом № 166, гарантия не распространяется, в частности, когда оказанные ему услуги по размещению (распространению) рекламы связаны с деятельностью (размещаемая реклама касается деятельности), осуществляемой за пределами территории индустриального парка.
По информации МНС