МНС об уплате сбора за размещение (распространение) рекламы резидентами СЭЗ и индустриального парка «Великий камень»



МНС опубликовало согласованное с МАРТ письмо по вопросу уплаты организациями, являющимися резидентами свободных экономических зон (далее – резиденты СЭЗ) и Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – резиденты индустриального парка) сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).


 

1. По вопросу уплаты сбора резидентами СЭЗ в 2022 году.


В соответствии с частью первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента от 31 марта 2022 г. № 131 (далее – Указ     № 131) плательщиками сбора признаются, в частности, юридические лица Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 данного пункта (исключение не распространяется на резидентов СЭЗ).


Пунктом 1 статьи 383 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2022 году) (далее – НК) определен закрытый перечень налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых резидентами СЭЗ, в котором не поименован сбор. 


При этом такой перечень налогов, сборов (пошлин) применяется в увязке с положением пункта 2 статьи 383 НК, согласно которому при установлении иных налогов, сборов (пошлин) обязанность по их уплате по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, возлагается на ее резидентов путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 1 указанной статьи.


В свою очередь под деятельностью, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, понимается реализация товаров (работ, услуг) собственного производства, поименованная в пункте 3 статьи 382 НК (то есть, реализация иностранным юридическим (физическим) лицам за пределы (за пределами) Республики Беларусь, а также реализация другим резидентам СЭЗ).


Объектом обложения сбором не является деятельность самого резидента СЭЗ, для которого оказана услуга по размещению (распространению) рекламы.


Как показывает практика, размещаемая реклама касается в целом деятельности организации либо в отдельных случаях может касаться реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, но безотносительно рынка их сбыта (внешнего либо внутреннего) и конкретизации покупателя (иностранного, либо резидента СЭЗ).


С учетом изложенного, в 2022 году резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают сбор в порядке и на условиях, установленных Указом № 131.


 

2. По вопросу уплаты сбора резидентами индустриального парка в 2022 – 2023 годах. 


В 2022 году в соответствии с частью первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются, в частности, юридические лица Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями.


В 2023 году аналогичная норма содержится в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 30712 НК.


Согласно абзацу второму части второй пункта 115 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента от 12 мая 2017 г. № 166 (далее – Положение, утвержденное Указом № 166), в случае, если акты законодательства в сфере налогообложения, принятые после даты регистрации резидента индустриального парка, но не ранее даты вступления в силу Указа, утверждающего настоящее Положение, в частности, вводят новые налоги и сборы по отношению к налогам и сборам, действовавшим на указанную дату (на дату вступления в силу Указа, утверждающего настоящее Положение, – для резидентов индустриального парка, зарегистрированных до даты вступления в силу Указа, утверждающего настоящее Положение), резидент индустриального парка вправе не применять нормы законодательства, относящиеся к новым налогам и сборам, в части деятельности на территории индустриального парка.


Таким образом, предписание вышеуказанной гарантии относится к деятельности резидента индустриального парка на территории индустриального парка (оно не ограничивается реализацией и не зависит от категории покупателя и направления сбыта товаров (работ, услуг), в отличие от норм законодательства о СЭЗ).


Сама гарантия действует при возникновении указанных в ней обстоятельств, установленных актами законодательства, принимаемыми после ее вступления в силу и, соответственно, позволяет не применять нормы Указа № 131, а с учетом части второй пункта 8 статьи 3 НК также не применять с 1 января 2023 года положения главы 282 НК. 
 

Исходя из изложенного, резидент индустриального парка – рекламодатель, осуществляющий деятельность на территории этого парка, вправе не исчислять и не уплачивать сбор в 2022 и 2023 годах, за исключением случаев, на которые установленная пунктом 115 Положения, утвержденного Указом № 166, гарантия не распространяется, в частности, когда оказанные ему услуги по размещению (распространению) рекламы связаны с деятельностью (размещаемая реклама касается деятельности), осуществляемой за пределами территории индустриального парка.


По информации МНС




Новости МНС

МНС информирует об обновлении Единого реестра налоговых консультантов на 22 ноября

На сайте МНС обновлен Единый реестр налоговых консультантов по состоянию на 22.11.202...

22 ноября 2024 г. 17:09

читать подробнее

Об НДС у коммерческой организации, созданной ИП

С 1 октября 2024 г. физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, вправе создать коммерческую о...

21 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее