Разъяснение МНС о налогообложении НДС услуг по предоставлению (подаче) железнодорожного подвижного состава под погрузку в ТЭД
Министерство по налогам и сборам с учетом пояснений Министерства транспорта и коммуникаций и Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» по вопросу правомерности применения с 01.01.2021 ставки НДС в размере ноль (0) процентов при оказании (организации оказания) услуг по предоставлению (подаче) железнодорожного подвижного состава под погрузку на основании договора транспортной экспедиции сообщает следующее.
С учетом изменений, внесенных с 01.01.2021 в Налоговый кодекс (далее – Кодекс), к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, относятся, в том числе, транспортно-экспедиционные услуги, которые обязуется выполнить и (или) организовать выполнение экспедитор на основании договора транспортной экспедиции с клиентом, если такие услуги связаны с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта по установленным Кодексом маршрутам (пункт 2 статьи 126 Кодекса).
Услуги, относимые к транспортно-экспедиционным, перечислены в статье 8 Закона от 13 июня 2006 г. № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности», среди которых не поименованы услуги по предоставлению (подаче) железнодорожного подвижного состава под погрузку. Вместе с тем, данный перечень не является закрытым и включает в себя «иные услуги, связанные с перевозкой грузов».
Применение нулевой ставки НДС подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 122 Кодекса установлено только для государственного объединения «Белорусская железная дорога» при предоставлении в пользование грузовых вагонов, контейнеров, тележек, рефрижераторных вагонов организациям железнодорожного транспорта общего пользования иностранных государств.
Министерством транспорта и коммуникаций, Ассоциацией международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» в адрес МНС пояснено, что при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку железнодорожного подвижного состава:
- вагоны предоставляются под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Номера вагонов указываются в железнодорожных накладных;
- клиент не получает во владение вагоны, ему лишь предоставляется право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения;
- срок предоставления вагона завершается одновременно с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (например, в процентах от провозной платы);
- осуществляется диспетчерский контроль за продвижением и возвратом железнодорожного подвижного состава, то есть транспортного средства, а не грузов.
Учитывая изложенное и принимая во внимание технологические особенности организации перевозок грузов железнодорожным транспортом, полагаем правомерным (при выполнении иных условий, установленных пунктом 2 статьи 126 Кодекса) применение нулевой ставки НДС при оказании (организации оказания) услуг по подаче (предоставлению) под погрузку железнодорожного подвижного состава в целях осуществления международной перевозки грузов, если такие услуги оказываются экспедиторами в комплексе экспортируемых транспортно-экспедиционных услуг по договору транспортной экспедиции, то есть если исходя из заявки клиента наравне с услугами по подаче (предоставлению) под погрузку железнодорожного подвижного состава экспедиторами фактически оказываются также и иные транспортно-экспедиционные услуги (организовывается также оказание иных услуг), в том числе осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности (уплата провозных платежей по маршруту экспедирования).
По информации МНС