Разъяснение МНС о налогообложении НДС перевозок транзитных грузов с разбором реальной ситуации
В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса (НК) ставка НДС в размере 0% устанавливается при реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки.
В соответствии с абзацем третьим части первой пункта 2 статьи 126 НК к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в 0% , относятся услуги по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта), грузобагажа железнодорожным транспортом за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории.
В соответствии с Законом от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон):
- внутриреспубликанские автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые по территории Республики Беларусь, за исключением международных автомобильных перевозок;
- международные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством.
Постановлением Совмина от 22.04.2022 № 247 введен запрет на перемещение по территории Республики Беларусь грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в государствах - членах Европейского союза, прицепов (полуприцепов), зарегистрированных в Республике Польша, легковых автомобилей, зарегистрированных в Республике Польша и осуществляющих международную перевозку в соответствии с индивидуальными накладными или международными товарно-транспортными накладными «CMR» (далее – Запрет).
Согласно имеющимся в информационных системах таможенных органов сведениям и представленных к обращению документов в обозначенной в обращении Ассоциации «БАМАП» ситуации:
✔️товар, перемещаемый перевозчиком, зарегистрированным в Республике Польша, при прибытии на территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь через республиканский пункт таможенного оформления Козловичи Брестской таможни помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации № 1. При этом в связи с Запретом в целях совершения грузовых операций в зоне таможенного контроля местом доставки товаров определен ведомственный пункт таможенного оформления Брест-Белтаможсервис, одновременно являющийся специально установленным местом для совершения грузовых операций и (или) перецепки согласно приложению 1 к постановлению № 247 (далее – СУМ).
Справочно.
После доставки товара в место доставки товаров - ведомственный пункт таможенного оформления Брест-Белтаможсервис, являющийся СУМ, действие таможенной процедуры таможенного транзита в отношении указанного товара завершено;
✔️в зоне таможенного контроля совершены операции по перегрузке товара из транспортных средств, зарегистрированных в Республике Польша, в транспортные средства белорусского перевозчика, после чего товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации № 2 до места доставки, указанного в международной товарно-транспортной накладной «CMR» (Шушарский таможенный пост, Российская Федерация);
✔️в рамках действующей в отношении товара таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации на территории Пинского района произведена замена белорусского активного транспортного средства на транспортное средство, зарегистрированное в Российской Федерации, что допускается положениями Порядка1. Дальнейшая перевозка составом транспортных средств, состоящим из российского активного транспортного средства и белорусского прицепа, была продолжена перевозчиком, зарегистрированным в Российской Федерации.
Данная международная автомобильная перевозка оформлена единой международной товарно-транспортной накладной «CMR», в которой сделаны соответствующие отметки о первоначальном (иностранном) и последующих перевозчиках (белорусский и российский). Погрузка товара осуществлена на территории Словении (графа 4 CMR-накладной), выгрузка - на территории Российской Федерации (графа 3 CMR-накладной).
По транзитной декларации перевозка груза, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществлена несколькими перевозчиками:
- белорусским перевозчиком – согласно заявке российского перевозчика по маршруту от пункта таможенного оформления Брест-Белтаможсервис (таможенный орган отправления) до Пинского района, где совершена замена транспортного средства;
- российским перевозчиком – по маршруту от Пинского района до Шушарского таможенного поста (таможенный орган назначения, Российская Федерация).
Согласно позиции Министерства транспорта и коммуникаций, применительно к белорусскому перевозчику, выполняющему перевозку по маршруту г. Брест - Пинский район, рассматриваемая перевозка согласно Закону является внутриреспубликанской, так как не соблюдено условие выполнения перевозчиком транзитной автомобильной перевозки между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь.
1Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Евразийского экономического союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 170.
По информации МНС