Учет при налогообложении прибыли организацией расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) у плательщика налога на профессиональный доход



МНС по вопросу учета при налогообложении прибыли расходов организации, связанных с приобретением ею у физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, товаров (работ, услуг), разъясняет следующее.


С 1 января 2023 года на основании главы 40 Налогового кодекса (НК) для физических лиц введен дополнительный особый режим налогообложения – налог на профессиональный доход, плательщиками которого признаются физические лица, осуществляющие виды деятельности, определяемые законодательством и начавшие применение налога на профессиональный доход в порядке, установленном НК.


При совершении расчетов плательщик налога на профессиональный доход в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке использования приложения «Налог на профессиональный доход», утвержденного постановлением Совета Министров от 01.07.2022 № 433 (далее – Положение), обязан с использованием приложения «Налог на профессиональный доход» сформировать записи о совершенных расчетах, связанных с получением профессионального дохода, являющегося объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – чеки), обеспечить их передачу покупателю (заказчику) в порядке, предусмотренном Положением. Необходимость составления физическим лицом первичных учетных документов Положением не предусмотрена.

 

Организации при приобретении товаров (работ, услуг) у физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, должны учитывать следующее.


В соответствии с пунктом 3 статьи 169 и пунктом 1 статьи 170  НК затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически обоснованные затраты в виде стоимостной оценки использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.


Согласно пункту 2 статьи 175 НК внереализационные расходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).


НК не содержит норм, устанавливающих особый, отличный от применяемого для целей бухгалтерского учета, порядок учета при налогообложении прибыли организациями расходов по приобретению ими товаров (работ, услуг) у физических лиц - плательщиков налога на профессиональный доход.


Следовательно, при налогообложении прибыли организациями принимаются расходы по приобретению ими товаров (работ, услуг) у плательщиков налога на профессиональный доход, отраженные в бухгалтерском учете в соответствии с установленными правилами бухгалтерского учета и удовлетворяющие содержащимся в главе 16 НК критериям для их отнесения в состав затрат, учитываемых при налогообложении, либо внереализационных расходов.


Согласно разъяснению Минфина в бухгалтерском учете хозяйственная операция отражается на основании первичного учетного документа, который должен содержать сведения, указанные в пункте 2 статьи 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее –Закон).


Исходя из пунктов 8 и 9 Положения чек содержит информацию о расчетах и подтверждает факт получения плательщиком налога на профессиональный доход денежных средств, а не факт реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).


Поскольку момент получения денежных средств плательщиком налога на профессиональный доход может не совпадать с моментом отпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг) покупателю (заказчику), а сведения чека, указанные в пункте 12 Положения, не соответствуют обязательным сведениям первичного учетного документа, указанным в пункте 2 статьи 10 Закона, чек не может рассматриваться в качестве первичного учетного документа, подтверждающего факт реализации товаров (работ, услуг).


Соответственно, он не может являться основанием для отражения расходов организации по приобретению товаров (работ, услуг) в налоговом учете.


В то же время организация и физическое лицо – плательщик налога на профессиональный доход при совершении хозяйственной операции, связанной с реализацией одной стороной и приобретением другой стороной товаров (работ, услуг) вправе составить первичный учетный документ, отвечающий требованиям Закона, подтверждающий факт отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).


Кроме того, следует учитывать, что пунктом 1 постановления Министерства финансов от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов»(далее – Постановление № 13) определены случаи, при которых первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично.


В частности, первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в следующих случаях:

  • выполнения работ (оказания услуг) по договору, заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично, за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами;
  • временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично.


Возможность составления первичного учетного документа единолично в случае совершения хозяйственной операции с участием физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход в иных случаях Постановлением № 13 в действующей редакции не предусмотрена.


Соответственно, при соблюдении требований, установленных Постановлением № 13, организация вправе составить первичный учетный документ единолично, в том числе при приобретении работ, услуг у физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход (например, в случае, когда работы, услуги выполняются по договору, заключенному в письменной форме (за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами), а также при заключении договоров аренды с такими физическими лицами, в которых предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), временное владение и (или) пользование имуществом единолично). 

 

Справочно:

в настоящее время Министерством финансов разработаны и согласовываются с заинтересованными изменения в Постановление № 13, предусматривающие возможность составления первичного учетного документа единолично в случаях совершения хозяйственных операций, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) у физических лиц - плательщиков налога на профессиональный доход.

 

Учитывая изложенное, в целях обеспечения возможности принятия к бухгалтерскому учету и учета при налогообложении прибыли понесенных организацией затрат до корректировки Постановления № 13 считаем целесообразным рекомендовать организациям при заключении с физическими лицами-плательщиками налога на профессиональный доход договоров, предметом которых является выполнение такими физическими лицами работ (оказание услуг), а также договоров аренды предусматривать условие об оформлении первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично.



По информации МНС




Новости МНС

МНС информирует об обновлении Единого реестра налоговых консультантов на 22 ноября

На сайте МНС обновлен Единый реестр налоговых консультантов по состоянию на 22.11.202...

22 ноября 2024 г. 17:09

читать подробнее

Об НДС у коммерческой организации, созданной ИП

С 1 октября 2024 г. физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, вправе создать коммерческую о...

21 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее