Учет при налогообложении прибыли организацией расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) у плательщика налога на профессиональный доход
МНС по вопросу учета при налогообложении прибыли расходов организации, связанных с приобретением ею у физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, товаров (работ, услуг), разъясняет следующее.
С 1 января 2023 года на основании главы 40 Налогового кодекса (НК) для физических лиц введен дополнительный особый режим налогообложения – налог на профессиональный доход, плательщиками которого признаются физические лица, осуществляющие виды деятельности, определяемые законодательством и начавшие применение налога на профессиональный доход в порядке, установленном НК.
При совершении расчетов плательщик налога на профессиональный доход в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке использования приложения «Налог на профессиональный доход», утвержденного постановлением Совета Министров от 01.07.2022 № 433 (далее – Положение), обязан с использованием приложения «Налог на профессиональный доход» сформировать записи о совершенных расчетах, связанных с получением профессионального дохода, являющегося объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – чеки), обеспечить их передачу покупателю (заказчику) в порядке, предусмотренном Положением. Необходимость составления физическим лицом первичных учетных документов Положением не предусмотрена.
Организации при приобретении товаров (работ, услуг) у физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, должны учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 и пунктом 1 статьи 170 НК затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически обоснованные затраты в виде стоимостной оценки использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Согласно пункту 2 статьи 175 НК внереализационные расходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).
НК не содержит норм, устанавливающих особый, отличный от применяемого для целей бухгалтерского учета, порядок учета при налогообложении прибыли организациями расходов по приобретению ими товаров (работ, услуг) у физических лиц - плательщиков налога на профессиональный доход.
Следовательно, при налогообложении прибыли организациями принимаются расходы по приобретению ими товаров (работ, услуг) у плательщиков налога на профессиональный доход, отраженные в бухгалтерском учете в соответствии с установленными правилами бухгалтерского учета и удовлетворяющие содержащимся в главе 16 НК критериям для их отнесения в состав затрат, учитываемых при налогообложении, либо внереализационных расходов.
Согласно разъяснению Минфина в бухгалтерском учете хозяйственная операция отражается на основании первичного учетного документа, который должен содержать сведения, указанные в пункте 2 статьи 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее –Закон).
Исходя из пунктов 8 и 9 Положения чек содержит информацию о расчетах и подтверждает факт получения плательщиком налога на профессиональный доход денежных средств, а не факт реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Поскольку момент получения денежных средств плательщиком налога на профессиональный доход может не совпадать с моментом отпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг) покупателю (заказчику), а сведения чека, указанные в пункте 12 Положения, не соответствуют обязательным сведениям первичного учетного документа, указанным в пункте 2 статьи 10 Закона, чек не может рассматриваться в качестве первичного учетного документа, подтверждающего факт реализации товаров (работ, услуг).
Соответственно, он не может являться основанием для отражения расходов организации по приобретению товаров (работ, услуг) в налоговом учете.
В то же время организация и физическое лицо – плательщик налога на профессиональный доход при совершении хозяйственной операции, связанной с реализацией одной стороной и приобретением другой стороной товаров (работ, услуг) вправе составить первичный учетный документ, отвечающий требованиям Закона, подтверждающий факт отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Кроме того, следует учитывать, что пунктом 1 постановления Министерства финансов от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов»(далее – Постановление № 13) определены случаи, при которых первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично.
В частности, первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в следующих случаях:
- выполнения работ (оказания услуг) по договору, заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично, за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами;
- временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично.
Возможность составления первичного учетного документа единолично в случае совершения хозяйственной операции с участием физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход в иных случаях Постановлением № 13 в действующей редакции не предусмотрена.
Соответственно, при соблюдении требований, установленных Постановлением № 13, организация вправе составить первичный учетный документ единолично, в том числе при приобретении работ, услуг у физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход (например, в случае, когда работы, услуги выполняются по договору, заключенному в письменной форме (за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами), а также при заключении договоров аренды с такими физическими лицами, в которых предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), временное владение и (или) пользование имуществом единолично).
Справочно:
в настоящее время Министерством финансов разработаны и согласовываются с заинтересованными изменения в Постановление № 13, предусматривающие возможность составления первичного учетного документа единолично в случаях совершения хозяйственных операций, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) у физических лиц - плательщиков налога на профессиональный доход.
По информации МНС