Возврат госпошлины в Беларуси: куда обращаться, какие документы нужны, форма заявления
В соответствии с пунктом 18.3 перечня админпроцедур, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента от 26 апреля 2010 г. № 200 (для физических лиц), и подпунктом 1.1.4 пункта 1.1 единого перечня админпроцедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров от 24 сентября 2021 г. № 548 (для субъектов хозяйствования), возврат государственной пошлины является административной процедурой.
✔️Срок осуществления админпроцедуры составляет 15 рабочих дней со дня подачи заявления.
Куда обращаться
В целях осуществления админпроцедуры:
- физлица вправе обращаться в любую инспекцию Министерства по налогам и сборам по району, городу или району в городе независимо от места жительства, места постановки на учет;
- ИП вправе обращаться в любую инспекцию Министерства по налогам и сборам по району, городу или району в городе независимо от места постановки на учет (за исключением админпроцедур, осуществляемых налоговыми органами в соответствии с законодательством в сфере производства и оборота отдельных групп товаров);
- юрлица вправе обращаться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет.
Форма заявления
Форма заявления о возврате госпошлины установлена приложением 19 к постановлению МНС от 26 апреля 2013 г. № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов». Формы заявлений и примеры их заполнения размещены на сайте МНС в разделе «Административные процедуры» во вкладке «Документы и (или) сведения, представляемые гражданином для осуществления административной процедуры».
Обращение в налоговый орган может быть осуществлено путем подачи письменного заявления либо путем подачи электронного заявления через личный кабинет плательщика на Едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» не позднее пяти лет со дня уплаты госпошлины или со дня принятия судом судебного постановления о возврате госпошлины из бюджета.
Обратите внимание,
что система учета и обработки обращений (обращения.бел) предназначена только для подачи электронных обращений и не предназначена для подачи заявлений об осуществлении админпроцедур.
Какие документы нужны
При подаче лично либо направлении по почте письменного заявления о возврате госпошлины подлежит предъявлению паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, либо их копии. При этом в случае обращения представителя заинтересованного лица также подлежит представлению документ, подтверждающий его полномочия, а в случае обращения руководителя юрлица – документ, подтверждающий его служебное положение.
При заполнении заявления помимо личных сведений о заинтересованном лице и о платеже, возврат которого производится, подлежат обязательному указанию:
- способ возврата (наличными денежными средствами либо на счет в банке (реквизиты счета: номер и тип счета, наименование банка, код банка, код валюты);
- сведения об учетном номере операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве (далее – ЕРИП) – в случае его уплаты посредством платежной системы в ЕРИП;
- госорган, иная уполномоченная организация, должностное лицо, к которым обращалось заинтересованное лицо за совершением юридически значимых действий и за которые была уплачена госпошлина.
Документ, в котором указаны обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата госпошлины, запрашивается налоговым органом. При желании заинтересованное лицо при подаче заявления вправе представить такой документ самостоятельно.
В случае, если госпошлина уплачивалась заинтересованным лицом иным способом (без использования платежной системы в ЕРИП), к заявлению также следует прилагать оригинал документа, подтверждающего уплату госпошлины (при возврате госпошлины в полном размере), либо копию указанного документа (при частичном возврате госпошлины).
Административное решение по итогам осуществления админпроцедуры принимается в форме заявки (заключения) на возврат налогов, сборов (пошлин), пеней.
Возврат госпошлины для нерезидентов РБ
Возврат госпошлины, поступившей в республиканский бюджет от плательщиков, не являющихся налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящихся за пределами Республики Беларусь, осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной подпунктом 1.1.3 пункта 1.1 единого перечня админпроцедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров от 24 сентября 2021 г. № 548 (для субъектов хозяйствования), и пунктом 18.3 перечня админпроцедур, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента от 26 апреля 2010 г. № 200 (для физических лиц).
Порядок обращения за осуществлением указанной админпроцедуры в целом не отличается от вышеизложенного порядка за исключением того, что заинтересованному лицу с заявлением о возврате госпошлины следует обращаться в ИМНС по г. Минску. Представление документа, подтверждающего уплату госпошлины, и документа, в котором указаны обстоятельства для возврата такой госпошлины, не требуется.
Возврат госпошлины производится в той валюте, в которой она была уплачена.
По информации МНС