Возврат госпошлины в Беларуси: куда обращаться, какие документы нужны, форма заявления



Фото: Canva

В соответствии с пунктом 18.3 перечня админпроцедур, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента от 26 апреля 2010 г. № 200 (для физических лиц), и подпунктом 1.1.4 пункта 1.1 единого перечня админпроцедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров от 24 сентября 2021 г. № 548 (для субъектов хозяйствования), возврат государственной пошлины является административной процедурой.


✔️Срок осуществления админпроцедуры составляет 15 рабочих дней со дня подачи заявления.

 

Куда обращаться 


В целях осуществления админпроцедуры:

  • физлица вправе обращаться в любую инспекцию Министерства по налогам и сборам по району, городу или району в городе независимо от места жительства, места постановки на учет;
  • ИП вправе обращаться в любую инспекцию Министерства по налогам и сборам по району, городу или району в городе независимо от места постановки на учет (за исключением админпроцедур, осуществляемых налоговыми органами в соответствии с законодательством в сфере производства и оборота отдельных групп товаров);
  • юрлица вправе обращаться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет.


 

Форма заявления


Форма заявления о возврате госпошлины установлена приложением 19 к постановлению МНС от 26 апреля 2013 г. № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов». Формы заявлений и примеры их заполнения размещены на сайте МНС в разделе «Административные процедуры» во вкладке «Документы и (или) сведения, представляемые гражданином для осуществления административной процедуры».

Обращение в налоговый орган может быть осуществлено путем подачи письменного заявления либо путем подачи электронного заявления через личный кабинет плательщика на Едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» не позднее пяти лет со дня уплаты госпошлины или со дня принятия судом судебного постановления о возврате госпошлины из бюджета.

 

Обратите внимание,

что система учета и обработки обращений (обращения.бел) предназначена только для подачи электронных обращений и не предназначена для подачи заявлений об осуществлении админпроцедур.


 

Какие документы нужны


При подаче лично либо направлении по почте письменного заявления о возврате госпошлины подлежит предъявлению паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, либо их копии. При этом в случае обращения представителя заинтересованного лица также подлежит представлению документ, подтверждающий его полномочия, а в случае обращения руководителя юрлица – документ, подтверждающий его служебное положение.


При заполнении заявления помимо личных сведений о заинтересованном лице и о платеже, возврат которого производится, подлежат обязательному указанию:

  • способ возврата (наличными денежными средствами либо на счет в банке (реквизиты счета: номер и тип счета, наименование банка, код банка, код валюты);
  • сведения об учетном номере операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве (далее – ЕРИП) – в случае его уплаты посредством платежной системы в ЕРИП;
  • госорган, иная уполномоченная организация, должностное лицо, к которым обращалось заинтересованное лицо за совершением юридически значимых действий и за которые была уплачена госпошлина.


Документ, в котором указаны обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата госпошлины, запрашивается налоговым органом. При желании заинтересованное лицо при подаче заявления вправе представить такой документ самостоятельно.


В случае, если госпошлина уплачивалась заинтересованным лицом иным способом (без использования платежной системы в ЕРИП), к заявлению также следует прилагать оригинал документа, подтверждающего уплату госпошлины (при возврате госпошлины в полном размере), либо копию указанного документа (при частичном возврате госпошлины).


Административное решение по итогам осуществления админпроцедуры принимается в форме заявки (заключения) на возврат налогов, сборов (пошлин), пеней.

 

Возврат госпошлины для нерезидентов РБ


Возврат госпошлины, поступившей в республиканский бюджет от плательщиков, не являющихся налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящихся за пределами Республики Беларусь, осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной подпунктом 1.1.3 пункта 1.1 единого перечня админпроцедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров от 24 сентября 2021 г. № 548 (для субъектов хозяйствования), и пунктом 18.3 перечня админпроцедур, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента от 26 апреля 2010 г. № 200 (для физических лиц).


Порядок обращения за осуществлением указанной админпроцедуры в целом не отличается от вышеизложенного порядка за исключением того, что заинтересованному лицу с заявлением о возврате госпошлины следует обращаться в ИМНС по г. Минску. Представление документа, подтверждающего уплату госпошлины, и документа, в котором указаны обстоятельства для возврата такой госпошлины, не требуется.


Возврат госпошлины производится в той валюте, в которой она была уплачена.

По информации МНС




Новости МНС

МНС информирует об обновлении Единого реестра налоговых консультантов на 22 ноября

На сайте МНС обновлен Единый реестр налоговых консультантов по состоянию на 22.11.202...

22 ноября 2024 г. 17:09

читать подробнее

Об НДС у коммерческой организации, созданной ИП

С 1 октября 2024 г. физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, вправе создать коммерческую о...

21 ноября 2024 г. 11:43

читать подробнее