Контроль за ценообразованием в строительстве



С 18 июля 2022 года изменен порядок формирования цен на товары, используемые в строительстве и в качестве сырья для производства строительных материалов.

Татьяна Коковкина, научный сотрудник лаборатории проблем учетной политики и финансов в ОАО «НИИ Стройэкономика» при Министерстве архитектуры и строительства, аудитор, в ходе вебинара, состоявшегося 26 июля, рассказала членам Палаты налоговых консультантов об изменении порядка ценообразования в строительстве в связи со вступлением в силу постановления Министерства архитектуры и строительства (МАиС) от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен» (далее – постановление № 69).

В ходе вебинара лектор обозначила общие подходы при формировании цен в связи со вступлением в силу постановления № 69 и ответила на вопросы участников.

Постановлением № 69 также утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на товары (далее – Инструкция № 69).

 

❗️ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ❗️

Вебинар с Татьяной Коковкиной состоялся 26 июля 2022 года. После проведения вебинара МАиС размещены официальные разъяснения от 31.08.2022 № 04-3-02/11501 «О применении норм постановления Минстройархитектуры от 12.07.2022 № 69» (далее – разъяснения МАиС).

❗️❗️ Рекомендуем настоящий материал, подготовленный по итогам вебинара, использовать с учетом разъяснений МАиС.


 

❗️ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ❗️

Постановлением Минстройархитектуры от 6 сентября 2022 г. № 80 внесены изменения в постановление № 69.


 

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН


С 18 июля 2022 года:

  • до 1 января 2023 года приостановлено действие постановления МАиС от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее – постановление № 73) (п. 6 постановления № 69);
  • регулируются цены на товары, используемые на любых объектах строительства, независимо от источников финансирования;
  • регулируются цены на товары, которые используются для строительства и используются как сырье для производства строительных материалов (далее – товары) поименованные в Перечне товаров, производимых (ввозимых) и реализуемых на внутренний рынок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и предназначенных для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства, цены на которые регулируются МАиС, утвержденном в качестве приложения к постановлению Совмина от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен» (далее – Перечень № 447).


Цены на товары, поименованные в Перечне № 447, регулируются только в том случае, если целью их приобретения является использование в строительстве, т.е.  если товар по коду попадает в Перечень № 447, но используется не в строительстве или не в качестве сырья при производстве строительных материалов, то цены не регулируются (например, глина для производства строительных материалов – цена регулируется, глина для производства гончарной продукции – цена не регулируется)

Обратите внимание, что при определении товаров, цены на которые регулируются, следует руководствоваться исключительно кодом общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации от 28.12.2012 № 83 (далее – классификатор), указанным в Перечне № 447, при этом наименование продукции приведено только для удобства пользования.
 

При возникновении вопросов, необходимости дополнительных разъяснений или уточнений по порядку применения кодов классификатора субъектам хозяйствования следует обращаться в Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации», которое является разработчиком классификатора и наделено правом давать пояснения.

Услуга платная, в настоящее время стоимость услуги составляет 37,68 руб. за 1 единицу поиска.


Постановление № 69 распространяет свое действие на операции по отгрузке товаров (сроки оплаты не имеют значения), совершенные после вступления его в силу, и действует до 1 января 2023 года, т.е. цены на товары, отгруженные до 18 июля 2022 года не регулируются нормами постановления № 69.

Договоры, заключенные и не исполненные до 18 июля 2022 года (т.е. в рамках заключенных договоров не произведена отгрузка товаров), подлежат приведению в соответствие с нормами постановления № 69, т.е. необходимо пересмотреть цены в договорах, по которым товары не отгружены, и привести их в соответствие с нормами постановления № 69.

Строительство объектов для целей применения постановления № 69 включает деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовка разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

Вознаграждения по комиссионной торговле постановлением № 69 не регулируются.

Не регулируется цены при реализации товаров:

  • на экспорт;
  • в розничной торговле.


Розничная торговля – это вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З)).

В законодательстве понятие розничная торговая сеть отсутствует.

Существует понятие субъект торговли – юридическое лицо, ИП, осуществляющие торговлю (подп. 1.28 п. 1 ст. 1 Закона № 128-З).

При этом субъект торговли может осуществлять:

  • оптовую торговлю – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп. 1.14 п. 1 ст. 1 Закона № 128-З);
  • розничную торговлю (подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Закона № 128-З).

Соответственно, при реализации субъектами торговли – магазинами товаров:
  • физическим лицам – цены не контролируются, поскольку это розничная торговля;
  • юридическим лицам и ИП – цены контролируются, поскольку это оптовая торговля.



Цель приобретения товара
должна быть указана покупателем в договоре и в любых других документах на закупку (заявка, письмо и т.д.).

Соответственно, у производителя (импортера) и всей дальнейшей цепочки посредников возникает необходимость контролировать реализацию товара конечному потребителю (оптовая или розничная торговля) для исключения нарушений порядка формирования цены и применения мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 
Ответственность за нарушение порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) предусмотрена ст. 13.2. КоАП:
  • за нарушение должностным лицом юридического лица или ИП установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) – предусмотрен штраф в размере до сорока базовых величин (ч. 1 ст. 13.2 КоАП);
  • за нарушение установленных фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) – предусмотрен штраф в размере до двадцати базовых величин, а на ИП или юридическое лицо – штраф в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 13.2 КоАП).

Предельные нормативы рентабельности, надбавки при формировании цен установлены в следующих размерах (п. 1 постановления № 69):
№ п/п Юридические лица и ИП База для расчета Максимальный норматив рентабельности, надбавки
1.
 
Производители, не выполняющие функцию подрядчика при реализации для: плановая себестоимость производства
и реализации без учета расходов,
связанных с транспортировкой до места применения
 
строительства объектов;
для производства товаров;
20%
субъектам торговли для дальнейшей реализации для строительства 15%
2. Производители, выполняющие функцию подрядчика
(за исключением строительства хозспособом)
плановая себестоимость производства без учета расходов, связанных с транспортировкой товаров до места применения 20%
3. Импортеры контрактная цена с учетом расходов по импорту (таможенным пошлинам и сборам, страхованию груза, транспортным расходам) 15%
4. Субъекты, осуществляющие оптовую торговлю отпускная цена, сформированная производителем или импортером (с учетом транспортных расходов по приобретению товара) 10%
(независимо от количества участвующих посредников)


Отпускные цены могут формироваться производителем (импортером) с учетом и (или) без учета расходов по их доставке. Если по условиям договора товары отгружаются на условиях франко-станции назначения, то в цене поставщика может быть учтена сумма транспортных расходов по доставке товара (т.е. включать или не включать в цену транспортные расходы – это право организации). При этом разрешенная рентабельность на эти расходы производителем (импортером) не начисляется, т.е. размер рентабельности на транспортные расходы не ограничен (например, если я доставляю товары собственным транспортом, то могу формировать стоимость доставки с неограниченной рентабельностью).

В графе примечания в ТТН (ТН) должна быть отдельно выделена сумма транспортных расходов:
в ТТН (ТН) указываются сведения, связанные с формированием регулируемой цены на товар, в том числе, включенная в цену товара стоимость услуг по его транспортировке до пункта разгрузки, определенного договором (абз. 5 п.14 Инструкции № 69).

Информация, которая должна быть указана в ТТН (ТН) поименована в п. 14 Инструкции № 69.

Порядок расчета цены:

для производителя =
себестоимость производства и реализации без транспортных расходов +
+ процент рентабельности (не более 15% или 20%) +
+ сумма транспортных расходов + НДС;


для импортера =
контрактная цена с учетом поименованных расходов по импорту +
+ надбавка импортера (не более 15%) +
+ сумма транспортных расходов по доставке товара до потребителя +
+ проценты по кредитам и займам + НДС.


В результате приостановления действия постановления № 73 увеличена надбавка импортера с 10% (п. 2 постановления № 73) до 15% (подп. 1.3 п. 1 постановления № 69) и изменен порядок определения базы для расчета надбавки: при определении базы с 18 июля учитывается не только контрактная цена, но и поименованные расходы по импорту – таможенные пошлины и сборы, страхование груза, транспортные расходы по приобретению товара.

Импортер может также в цену товара включить проценты по кредитам и займам, исчисленным до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору (абз. 1 п. 4 Инструкции № 69), которые не включаются в базу при определении размера надбавки.

Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются импортером по официальному курсу Нацбанка на дату установления цены. В случае изменения официального курса Нацбанка в течение срока действия утвержденных цен отпускные цены не пересчитываются (абз. 2 п. 4 Инструкции № 69);

для субъектов, осуществляющих оптовую торговлю =
отпускная цена производителя (импортера) с учетом транспортных расходов по приобретению товара +
+ оптовая надбавка (не более 10% на всю цепочку участвующих посредников) +
+ сумма транспортных расходов по доставке товара до потребителя + НДС.


Себестоимость в целях бухучета отличается от себестоимости в целях ценообразования.

Например,
общехозяйственные расходы списываются в бухучете со счета 26 «Общехозяйственные затраты» сразу на счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90.5 «Управленческие расходы»), в ценообразовании такие расходы включаются в себестоимость,
лизинговые платежи в бухучете в части дохода лизингодателя отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.4 «Прочие расходы»), в ценообразовании – это затраты (аналог ускоренной амортизации);
проценты по кредитам и займам в бухучете отражаются в составе расходов по финансовой деятельности по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.4 «Прочие расходы»), в ценообразовании – это расходы.


При этом порядок распределения общехозяйственных расходов и процентов по кредитам и займам (в том числе временной период) для включения в плановую калькуляцию и расчета норматива рентабельности следует закрепить в учетной политике организации по ценообразованию.

При установлении цен юридические лица и ИП, осуществляющие оптовую торговлю, могут суммировать к цене приобретения:
затраты по доработке, фасовке товаров (например, приобрели белую краску, добавили колер и получили краску другого цвета);
иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований для осуществления реализации товара (например, требования по поверке счетчиков, по обязательной сертификации).

Такие расходы должны быть экономически подтверждены.

Надбавки на данные затраты не начисляются (п. 6 Инструкции № 69).

Все производители, импортеры, юрлица и ИП, осуществляющие оптовую торговлю должны подтвердить свои цены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат).

Экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых надбавок не составляются (т.е. надбавки могут применяться в любом размере до максимально установленного без обоснования, например, если применили 8% при максимально возможном 10%, то обосновывать почему применили 8% не надо).

Могут не составлять экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен, юрлица, применяющие УСН и ведущие учет в книге учета доходов и расходов (абз. 2 подп. 2.1-1 п. 2 Указа от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72) и иные организации, поименованные в подп. 2.1-1 п. 2 Указа № 72.

Цены утверждаются руководителем юрлица или ИП и помещаются в прейскуранты цен. Прейскуранты могут хранится в любом виде: в бумажном или электронном (п. 8 Инструкции № 69).
 

За реализацию товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 13.2 КоАП в виде штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до десяти процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг).


При реализации товаров, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юрлица и ИП обязаны заключать на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», скидки покупателям не предоставляются (п. 12 Инструкции № 69).

 

Ограничение на повышение цен в течение года


Нельзя повышать цены более, чем на 30% в течение года по отношению к ценам, сформированным на 01.01.2022 либо, если на 1 января такого товара не было, то на любую первую дату, когда такой товар появился (п. 2 постановления № 69).

Сравнение цен на товары осуществляется исходя из назначения их использования, без учета затрат по их доставке до потребителя.

В случае превышения 30-ти процентного ограничения до 18 июля, цена на товар не пересчитывается.

Ценовое ограничение 30% распространяет свое действие на товары, поименованные в Перечне № 447, при их реализации производителями, импортерами и субъектами, осуществляющими оптовую торговлю.

Пример 1
У производителя
имелся в наличии товар на 01.01.2022 с ценой продажи 100 рублей, последняя цена до вступления в силу постановления № 69 была сформирована на 15.07.2022 и составляла 150 рублей.
Производитель реализует товар после 18.07.2022, соответственно цена должна быть приведена в соответствие с нормами постановления № 69.
У производителя до 18.07.2022 рентабельность была 40%, с 18.07.2022 он ее меняет на 20% и, соответственно, цена становится 140 рублей с учетом норм постановления № 69.
Цена 140 рублей выше цены, сформированной на 01.01.2022 – 100 рублей на 40%.
В данном случае производитель далее цену не снижает.
Фиксирует цену на уровне 140 рублей, но более в течение 2022 года цену повышать не имеет права.
При увеличении себестоимости цена должна сохраняться на уровне 140 рублей, соответственно, себестоимость будет увеличиваться за счет снижения рентабельности.


На превышение 30-ти процентного ограничения у импортеров, в том числе, влияет изменение процента надбавки (было 10%, стало 15%) и изменение порядка определения базы, к которой можно применять надбавку.

 

ВОПРОС – ОТВЕТ


Вопрос 1: Если цель приобретения товара не указана в договоре, то как формировать цену?

Ответ 1: Цену следует формировать с учетом установленных надбавок (постановление № 69), если товар поименован в Перечне № 447.



Вопрос 2: Если покупатель нарушил условия договора – цель приобретения товара и реализовал оптом, при указании цели в договоре – реализация в розницу. Как может защитить себя производитель (импортер) от применения мер ответственности контролирующими органами?

Ответ 2: Меры ответственности за нарушение установленного порядка будут применены контролирующими органами, но в рамках заключенного договора можно предусмотреть меры гражданско-правовой ответственности, например, возмещение покупателем штрафов, уплаченных поставщиком в связи с несоблюдением последним цели приобретения товара, указанной в договоре.



Вопрос 3: Товар, в отношении которого не было регулирования цен до 18.07.2022, был ввезен на территорию РБ до вступления в силу постановления № 69 и продавался оптовикам по различным ценам, прейскуранты не составлялись. У импортера имеются остатки на момент вступления в силу постановления № 69. При пересчете цен в соответствии с постановлением № 69 какой следует применить курс на дату оприходования товара или на дату формирования цены?

Ответ 3: На дату формирования цены. Также следует не забывать о соблюдении контроля 30-ти процентного ограничения по отношению к ценам, сформированным на 01.01.2022 либо, если на 1 января такого товара не было, то на любую первую дату, когда такой товар появился (п. 2 постановления № 69).



Вопрос 4: Как часто можно менять цену? На какой срок вводить в действие прейскурант?

Ответ 4: По усмотрению организации или ИП.
Например, можно пересчитывать цену ежедневно и ежедневно составлять прейскурант или один раз в три дня и т.д. Порядок следует закрепить в учетной политике по ценообразованию.
При этом выбранный субъектом порядок не может варьироваться в зависимости от изменения курса валют, т.е. при повышении курса валют цена пересчитывается, а при понижении – не пересчитывается.



Вопрос 5: Распространяются ли нормы постановления № 69, если стройматериалы, поименованные в Перечне № 447, поставляются юрлицу – резиденту РБ, но объект, на котором осуществляются строительные работы, находится за пределами РБ?

Ответ 5: В данном случае договор не является внешнеторговым, поскольку заключен между двумя резидентами РБ, соответственно будут применяться нормы постановления № 69.



Вопрос 6: Можно ли импортеру разным клиентам в течение одного дня формировать разные цены на товар из одной партии?

Ответ 6: Нельзя. Себестоимость должна быть одинаковая. Цены могут быть разными только при применении установленной в организации системы скидок.



Вопрос 7: Если используются средневзвешенные цены, то как можно отследить надбавку?

Ответ 7: Надбавка берется к цене покупки. Нужны фактические цены каждого наименования товара.



Вопрос 8: Склад СВХ и до склада импортера не поименованы в Инструкции № 69. Как учитывать импортеру?

Ответ 8: Можно включать в стоимость импортеру. Это не за счет надбавки.



Вопрос 9: Если произведенный товар не попадает в Перечень № 447, т.е. цена не регулируется, а сырье для его производства, поименовано в Перечне № 447, т.е. цена регулируется, то как рассчитываются цены?

Ответ 9: Сырье регулируется, а товары на выходе – нет.



Вопрос 10: Стоимость транспортных расходов в ТТН указывать одной суммой или распределять по видам товара на каждую позицию?

Ответ 10: Распределять на каждую позицию.



Вопрос 11: Соблюдение 30-ти процентного порога по ценам, если товар идет по одному коду, но у него разные названия, например, отличается одной буквой и это уже другая модификация?

Ответ 11: Есть определение в постановлении № 69, что является товарной позицией.
<*> В целях настоящего постановления под товарной позицией понимаются товары, идентичные по своему функциональному назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам, классифицируемые по одному коду общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации от 28.12.2012 № 83.
Т.е. при изменении одной буквы в названии не является изменением технических характеристик и иных характеристик.



Вопрос 12: Организация, осуществляющая оптовую торговлю, имеет в остатках товар, приобретенный у производителя до 18 июля. Производителем цена сформирована без учета постановления № 69. Может ли организация на остатки такого товара при его реализации после 18 июля применить оптовую надбавку 10%?

Ответ 12: Да, на такие остатки может. Т.е. надбавка 10% устанавливается ко входной цене, по которой был приобретен товар.



Вопрос 13: Если товар был импортирован в декабре 2021 года, первые отгрузки и, соответственно, первое формирование цены были произведены 10 января 2022 года, причем по разным ценам для разных покупателей. При определении 30-ти процентного порога какую из цен принимать для сравнения?

Ответ 13: Наименьшую из сформированных цен.



Вопрос 14: На момент первого формирования цены после 18 июля превышение 30-ти процентного порога возможно и цена в таком случае не корректируется, как приведено в Примере 1?

Ответ 14: Да, такое возможно, но эта первая сформированная после 18 июля цена больше в течение 2022 года не может быть изменена в большую сторону. Также внимательно читайте все исходные данные в Примере 1, в том числе то, что товар в приведенной ситуации имелся в наличии до 01.01.2022 (до 18.07.2022) и реализуется после 18.07.2022.


По итогам встречи материал подготовила Ирина Клезович, налоговый консультант, член правления ПНК, аудитор




Новости ПНК

30 мая 2025 года прошла акция по бесплатному разъяснению вопросов налогового законодательства

30 мая 2025 года Палата налоговых консультантов провела акцию по бесплатному разъяснению вопросов на...

2 июня 2025 г. 12:04

читать подробнее

Как зарегистрироваться и начать работать в такси без привлечения наемных работников: памятка для физического лица

1. Государственная регистрация Физическому лицу необходимо обратиться в местный исполнительный и...

30 мая 2025 г. 18:27

читать подробнее