Контроль за ценообразованием в строительстве
С 18 июля 2022 года изменен порядок формирования цен на товары, используемые в строительстве и в качестве сырья для производства строительных материалов.
Татьяна Коковкина, научный сотрудник лаборатории проблем учетной политики и финансов в ОАО «НИИ Стройэкономика» при Министерстве архитектуры и строительства, аудитор, в ходе вебинара, состоявшегося 26 июля, рассказала членам Палаты налоговых консультантов об изменении порядка ценообразования в строительстве в связи со вступлением в силу постановления Министерства архитектуры и строительства (МАиС) от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен» (далее – постановление № 69).
В ходе вебинара лектор обозначила общие подходы при формировании цен в связи со вступлением в силу постановления № 69 и ответила на вопросы участников.
Постановлением № 69 также утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на товары (далее – Инструкция № 69).
Вебинар с Татьяной Коковкиной состоялся 26 июля 2022 года. После проведения вебинара МАиС размещены официальные разъяснения от 31.08.2022 № 04-3-02/11501 «О применении норм постановления Минстройархитектуры от 12.07.2022 № 69» (далее – разъяснения МАиС).
❗️❗️ Рекомендуем настоящий материал, подготовленный по итогам вебинара, использовать с учетом разъяснений МАиС.
Постановлением Минстройархитектуры от 6 сентября 2022 г. № 80 внесены изменения в постановление № 69.
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН
С 18 июля 2022 года:
- до 1 января 2023 года приостановлено действие постановления МАиС от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее – постановление № 73) (п. 6 постановления № 69);
- регулируются цены на товары, используемые на любых объектах строительства, независимо от источников финансирования;
- регулируются цены на товары, которые используются для строительства и используются как сырье для производства строительных материалов (далее – товары) поименованные в Перечне товаров, производимых (ввозимых) и реализуемых на внутренний рынок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и предназначенных для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства, цены на которые регулируются МАиС, утвержденном в качестве приложения к постановлению Совмина от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен» (далее – Перечень № 447).
Цены на товары, поименованные в Перечне № 447, регулируются только в том случае, если целью их приобретения является использование в строительстве, т.е. если товар по коду попадает в Перечень № 447, но используется не в строительстве или не в качестве сырья при производстве строительных материалов, то цены не регулируются (например, глина для производства строительных материалов – цена регулируется, глина для производства гончарной продукции – цена не регулируется).
Обратите внимание, что при определении товаров, цены на которые регулируются, следует руководствоваться исключительно кодом общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации от 28.12.2012 № 83 (далее – классификатор), указанным в Перечне № 447, при этом наименование продукции приведено только для удобства пользования.
Услуга платная, в настоящее время стоимость услуги составляет 37,68 руб. за 1 единицу поиска.
Постановление № 69 распространяет свое действие на операции по отгрузке товаров (сроки оплаты не имеют значения), совершенные после вступления его в силу, и действует до 1 января 2023 года, т.е. цены на товары, отгруженные до 18 июля 2022 года не регулируются нормами постановления № 69.
Договоры, заключенные и не исполненные до 18 июля 2022 года (т.е. в рамках заключенных договоров не произведена отгрузка товаров), подлежат приведению в соответствие с нормами постановления № 69, т.е. необходимо пересмотреть цены в договорах, по которым товары не отгружены, и привести их в соответствие с нормами постановления № 69.
Строительство объектов для целей применения постановления № 69 включает деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовка разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Вознаграждения по комиссионной торговле постановлением № 69 не регулируются.
Не регулируется цены при реализации товаров:
- на экспорт;
- в розничной торговле.
Розничная торговля – это вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З)).
В законодательстве понятие розничная торговая сеть отсутствует.
Существует понятие субъект торговли – юридическое лицо, ИП, осуществляющие торговлю (подп. 1.28 п. 1 ст. 1 Закона № 128-З).
При этом субъект торговли может осуществлять:
- оптовую торговлю – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп. 1.14 п. 1 ст. 1 Закона № 128-З);
- розничную торговлю (подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Закона № 128-З).
Соответственно, при реализации субъектами торговли – магазинами товаров:
- физическим лицам – цены не контролируются, поскольку это розничная торговля;
- юридическим лицам и ИП – цены контролируются, поскольку это оптовая торговля.
Цель приобретения товара должна быть указана покупателем в договоре и в любых других документах на закупку (заявка, письмо и т.д.).
Соответственно, у производителя (импортера) и всей дальнейшей цепочки посредников возникает необходимость контролировать реализацию товара конечному потребителю (оптовая или розничная торговля) для исключения нарушений порядка формирования цены и применения мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.
-
за нарушение должностным лицом юридического лица или ИП установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) – предусмотрен штраф в размере до сорока базовых величин (ч. 1 ст. 13.2 КоАП);
-
за нарушение установленных фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) – предусмотрен штраф в размере до двадцати базовых величин, а на ИП или юридическое лицо – штраф в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 13.2 КоАП).
Предельные нормативы рентабельности, надбавки при формировании цен установлены в следующих размерах (п. 1 постановления № 69):
№ п/п | Юридические лица и ИП | База для расчета | Максимальный норматив рентабельности, надбавки |
1. |
Производители, не выполняющие функцию подрядчика при реализации для: | плановая себестоимость производства и реализации без учета расходов, связанных с транспортировкой до места применения |
|
строительства объектов; для производства товаров; |
20% | ||
субъектам торговли для дальнейшей реализации для строительства | 15% | ||
2. | Производители, выполняющие функцию подрядчика (за исключением строительства хозспособом) |
плановая себестоимость производства без учета расходов, связанных с транспортировкой товаров до места применения | 20% |
3. | Импортеры | контрактная цена с учетом расходов по импорту (таможенным пошлинам и сборам, страхованию груза, транспортным расходам) | 15% |
4. | Субъекты, осуществляющие оптовую торговлю | отпускная цена, сформированная производителем или импортером (с учетом транспортных расходов по приобретению товара) | 10% (независимо от количества участвующих посредников) |
Отпускные цены могут формироваться производителем (импортером) с учетом и (или) без учета расходов по их доставке. Если по условиям договора товары отгружаются на условиях франко-станции назначения, то в цене поставщика может быть учтена сумма транспортных расходов по доставке товара (т.е. включать или не включать в цену транспортные расходы – это право организации). При этом разрешенная рентабельность на эти расходы производителем (импортером) не начисляется, т.е. размер рентабельности на транспортные расходы не ограничен (например, если я доставляю товары собственным транспортом, то могу формировать стоимость доставки с неограниченной рентабельностью).
В графе примечания в ТТН (ТН) должна быть отдельно выделена сумма транспортных расходов:
в ТТН (ТН) указываются сведения, связанные с формированием регулируемой цены на товар, в том числе, включенная в цену товара стоимость услуг по его транспортировке до пункта разгрузки, определенного договором (абз. 5 п.14 Инструкции № 69).
Информация, которая должна быть указана в ТТН (ТН) поименована в п. 14 Инструкции № 69.
Порядок расчета цены:
для производителя =
себестоимость производства и реализации без транспортных расходов +
+ процент рентабельности (не более 15% или 20%) +
+ сумма транспортных расходов + НДС;
для импортера =
контрактная цена с учетом поименованных расходов по импорту +
+ надбавка импортера (не более 15%) +
+ сумма транспортных расходов по доставке товара до потребителя +
+ проценты по кредитам и займам + НДС.
В результате приостановления действия постановления № 73 увеличена надбавка импортера с 10% (п. 2 постановления № 73) до 15% (подп. 1.3 п. 1 постановления № 69) и изменен порядок определения базы для расчета надбавки: при определении базы с 18 июля учитывается не только контрактная цена, но и поименованные расходы по импорту – таможенные пошлины и сборы, страхование груза, транспортные расходы по приобретению товара.
Импортер может также в цену товара включить проценты по кредитам и займам, исчисленным до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору (абз. 1 п. 4 Инструкции № 69), которые не включаются в базу при определении размера надбавки.
Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются импортером по официальному курсу Нацбанка на дату установления цены. В случае изменения официального курса Нацбанка в течение срока действия утвержденных цен отпускные цены не пересчитываются (абз. 2 п. 4 Инструкции № 69);
для субъектов, осуществляющих оптовую торговлю =
отпускная цена производителя (импортера) с учетом транспортных расходов по приобретению товара +
+ оптовая надбавка (не более 10% на всю цепочку участвующих посредников) +
+ сумма транспортных расходов по доставке товара до потребителя + НДС.
Себестоимость в целях бухучета отличается от себестоимости в целях ценообразования.
Например,
общехозяйственные расходы списываются в бухучете со счета 26 «Общехозяйственные затраты» сразу на счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90.5 «Управленческие расходы»), в ценообразовании такие расходы включаются в себестоимость,
лизинговые платежи в бухучете в части дохода лизингодателя отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.4 «Прочие расходы»), в ценообразовании – это затраты (аналог ускоренной амортизации);
проценты по кредитам и займам в бухучете отражаются в составе расходов по финансовой деятельности по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.4 «Прочие расходы»), в ценообразовании – это расходы.
При этом порядок распределения общехозяйственных расходов и процентов по кредитам и займам (в том числе временной период) для включения в плановую калькуляцию и расчета норматива рентабельности следует закрепить в учетной политике организации по ценообразованию.
При установлении цен юридические лица и ИП, осуществляющие оптовую торговлю, могут суммировать к цене приобретения:
– затраты по доработке, фасовке товаров (например, приобрели белую краску, добавили колер и получили краску другого цвета);
– иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований для осуществления реализации товара (например, требования по поверке счетчиков, по обязательной сертификации).
Такие расходы должны быть экономически подтверждены.
Надбавки на данные затраты не начисляются (п. 6 Инструкции № 69).
Все производители, импортеры, юрлица и ИП, осуществляющие оптовую торговлю должны подтвердить свои цены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат).
Экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых надбавок не составляются (т.е. надбавки могут применяться в любом размере до максимально установленного без обоснования, например, если применили 8% при максимально возможном 10%, то обосновывать почему применили 8% не надо).
Могут не составлять экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен, юрлица, применяющие УСН и ведущие учет в книге учета доходов и расходов (абз. 2 подп. 2.1-1 п. 2 Указа от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72) и иные организации, поименованные в подп. 2.1-1 п. 2 Указа № 72.
Цены утверждаются руководителем юрлица или ИП и помещаются в прейскуранты цен. Прейскуранты могут хранится в любом виде: в бумажном или электронном (п. 8 Инструкции № 69).
При реализации товаров, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юрлица и ИП обязаны заключать на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», скидки покупателям не предоставляются (п. 12 Инструкции № 69).
Ограничение на повышение цен в течение года
Нельзя повышать цены более, чем на 30% в течение года по отношению к ценам, сформированным на 01.01.2022 либо, если на 1 января такого товара не было, то на любую первую дату, когда такой товар появился (п. 2 постановления № 69).
Сравнение цен на товары осуществляется исходя из назначения их использования, без учета затрат по их доставке до потребителя.
В случае превышения 30-ти процентного ограничения до 18 июля, цена на товар не пересчитывается.
Ценовое ограничение 30% распространяет свое действие на товары, поименованные в Перечне № 447, при их реализации производителями, импортерами и субъектами, осуществляющими оптовую торговлю.
Пример 1
У производителя имелся в наличии товар на 01.01.2022 с ценой продажи 100 рублей, последняя цена до вступления в силу постановления № 69 была сформирована на 15.07.2022 и составляла 150 рублей.
Производитель реализует товар после 18.07.2022, соответственно цена должна быть приведена в соответствие с нормами постановления № 69.
У производителя до 18.07.2022 рентабельность была 40%, с 18.07.2022 он ее меняет на 20% и, соответственно, цена становится 140 рублей с учетом норм постановления № 69.
Цена 140 рублей выше цены, сформированной на 01.01.2022 – 100 рублей на 40%.
В данном случае производитель далее цену не снижает.
Фиксирует цену на уровне 140 рублей, но более в течение 2022 года цену повышать не имеет права.
При увеличении себестоимости цена должна сохраняться на уровне 140 рублей, соответственно, себестоимость будет увеличиваться за счет снижения рентабельности.
На превышение 30-ти процентного ограничения у импортеров, в том числе, влияет изменение процента надбавки (было 10%, стало 15%) и изменение порядка определения базы, к которой можно применять надбавку.
ВОПРОС – ОТВЕТ
Вопрос 1: Если цель приобретения товара не указана в договоре, то как формировать цену?
Вопрос 2: Если покупатель нарушил условия договора – цель приобретения товара и реализовал оптом, при указании цели в договоре – реализация в розницу. Как может защитить себя производитель (импортер) от применения мер ответственности контролирующими органами?
Вопрос 3: Товар, в отношении которого не было регулирования цен до 18.07.2022, был ввезен на территорию РБ до вступления в силу постановления № 69 и продавался оптовикам по различным ценам, прейскуранты не составлялись. У импортера имеются остатки на момент вступления в силу постановления № 69. При пересчете цен в соответствии с постановлением № 69 какой следует применить курс на дату оприходования товара или на дату формирования цены?
Вопрос 4: Как часто можно менять цену? На какой срок вводить в действие прейскурант?
Например, можно пересчитывать цену ежедневно и ежедневно составлять прейскурант или один раз в три дня и т.д. Порядок следует закрепить в учетной политике по ценообразованию.
При этом выбранный субъектом порядок не может варьироваться в зависимости от изменения курса валют, т.е. при повышении курса валют цена пересчитывается, а при понижении – не пересчитывается.
Вопрос 5: Распространяются ли нормы постановления № 69, если стройматериалы, поименованные в Перечне № 447, поставляются юрлицу – резиденту РБ, но объект, на котором осуществляются строительные работы, находится за пределами РБ?
Вопрос 6: Можно ли импортеру разным клиентам в течение одного дня формировать разные цены на товар из одной партии?
Вопрос 7: Если используются средневзвешенные цены, то как можно отследить надбавку?
Вопрос 8: Склад СВХ и до склада импортера не поименованы в Инструкции № 69. Как учитывать импортеру?
Вопрос 9: Если произведенный товар не попадает в Перечень № 447, т.е. цена не регулируется, а сырье для его производства, поименовано в Перечне № 447, т.е. цена регулируется, то как рассчитываются цены?
Вопрос 10: Стоимость транспортных расходов в ТТН указывать одной суммой или распределять по видам товара на каждую позицию?
Вопрос 11: Соблюдение 30-ти процентного порога по ценам, если товар идет по одному коду, но у него разные названия, например, отличается одной буквой и это уже другая модификация?
<*> В целях настоящего постановления под товарной позицией понимаются товары, идентичные по своему функциональному назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам, классифицируемые по одному коду общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации от 28.12.2012 № 83.
Т.е. при изменении одной буквы в названии не является изменением технических характеристик и иных характеристик.
Вопрос 12: Организация, осуществляющая оптовую торговлю, имеет в остатках товар, приобретенный у производителя до 18 июля. Производителем цена сформирована без учета постановления № 69. Может ли организация на остатки такого товара при его реализации после 18 июля применить оптовую надбавку 10%?
Вопрос 13: Если товар был импортирован в декабре 2021 года, первые отгрузки и, соответственно, первое формирование цены были произведены 10 января 2022 года, причем по разным ценам для разных покупателей. При определении 30-ти процентного порога какую из цен принимать для сравнения?
Вопрос 14: На момент первого формирования цены после 18 июля превышение 30-ти процентного порога возможно и цена в таком случае не корректируется, как приведено в Примере 1?
По итогам встречи материал подготовила Ирина Клезович, налоговый консультант, член правления ПНК, аудитор