МЕНЮ

Как налоговые органы совершенствуют электронные сервисы после внедрения ЭЦП



Заместитель начальника главного управления развития налоговых органов - начальник управления проектов налогового администрирования Министерства по налогам и сборам Оксана Урбанович рассказала в пресс-центре БЕЛТА, как налоговые органы совершенствуют свои электронные сервисы после внедрения электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Впервые применение электронной цифровой подписи для подачи налоговой декларации было осуществлено более 15 лет назад, рассказала Оксана Урбанович.

"За это время электронные сервисы налоговых органов развивались, и плательщики получили возможность подавать более широкий перечень документов в электронном виде. Сейчас это не только налоговые декларации, но и годовая бухгалтерская отчетность, а также иная отчетность. Можно представлять различные пояснения и уведомления с использованием программного обеспечения, разработанного Министерством по налогам и сборам. Это программное обеспечение включает личный кабинет плательщика на портале МНС, а также специальную программу АРМ "Плательщик", устанавливаемую на компьютере пользователя, которая позволяет подавать различные виды налоговой отчетности", - отметила она.

Программное обеспечение постоянно совершенствуется, предоставляя новые возможности для использования электронной цифровой подписи. Например, поддерживается ЭЦП на USB-носителях, а также атрибутные сертификаты к ним. В 2023 году была внедрена возможность использования идентификационной карты гражданина как носителя сертификата открытого ключа. Когда в 2024 году для индивидуальных предпринимателей стала обязательной электронная подача налоговой декларации, это принесло им значительные преимущества, так как теперь они могут подавать декларации с использованием своей идентификационной карты без необходимости выпускать дополнительные атрибутные сертификаты.

Кроме того, налоговая отчетность в программном обеспечении структурирована, внедрены различные контроли, позволяющие плательщику избежать ошибок и пропусков цифр. Автоматический расчет ряда показателей помогает своевременно обнаружить и исправить ошибки еще до отправки документа в налоговый орган. Это избавляет от необходимости стоять в очередях и подавать бумажные уточняющие документы, что значительно удобнее.

Применение электронной цифровой подписи в хозяйственной деятельности плательщиков становится все более широко распространенным, добавила Оксана Урбанович.

"Например, в 2016 году появился механизм обращения электронных счет-фактур, когда все плательщики, уплачивающие налог на добавленную стоимость, должны были направлять своим контрагентам электронную счет-фактуру, которую контрагент подписывал. Этот механизм был разработан для контроля за уплатой НДС. В целом плательщики, уплачивающие НДС, давно привыкли к использованию электронной цифровой подписи", - обратила она внимание.

ЭЦП также используется при проведении хозяйственных операций с электронными накладными.

"Это удобный и эффективный инструмент: плательщики составляют электронный документ, направляют его контрагенту, который подписывает накладную своей электронной подписью. Это избавляет от необходимости использовать бумажные бланки, перевозить документы и рисковать их потерей или порчей. Налоговые органы используют электронную цифровую подпись в своих сервисах уже давно и предлагают множество услуг с ее использованием", - заключила заместитель начальника.

По информации БЕЛТА




Новости

Как налоговые органы совершенствуют электронные сервисы после внедрения ЭЦП

Заместитель начальника главного управления развития налоговых органов - начальник управления проекто...

5 декабря 2025 г. 12:49

читать подробнее

План выборочных проверок ФСЗН на декабрь 2025 года

Субъекты хозяйствования, запланированные к проведению проверок в декабре 2025 года:   ...

5 декабря 2025 г. 10:09

читать подробнее