Разъяснение МАРТ по изменениям в постановление № 713 «О системе регулирования цен»



Фото: canva

В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 713(6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (постановление №713(6)), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (постановление № 713) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
 

Вопрос: можно ли субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю (далее – субъект торговли), после окончания акции, проводимой на потребительские товары в период с 14 апреля 2025 г. и позднее, вернуться к регулярной цене, установленной до начала проведения акции (до 14 апреля 2025 г.)?
 

Ответ: в соответствии с пунктом 2 постановления № 713 (6) остатки потребительских товаров, указанных в приложении 1 к постановлению №713, сложившиеся у импортеров и субъектов торговли на 14 апреля 2025 г., реализуются:

  • до нового поступления таких же товаров – по ценам, не превышающим уровень, сложившийся на 14 апреля 2025 г.;
  • при новом поступлении таких же товаров после 14 апреля 2025 г. – по ценам не выше сформированных в соответствии с постановлением № 713 на вновь поступившие потребительские товары.


Соответственно при отсутствии нового поступления таких же товаров субъекту торговли (в любой их объектов юридического лица и индивидуального предпринимателя) обязанность приведения цен на остатки товаров в соответствии с нормами постановления № 713 (6) не возникает.
 

При этом, если субъектом торговли по состоянию на 14 апреля 2025 г. проводились акционные мероприятия в отношении потребительских товаров, указанных в приложении 1 к постановлению №713, то по окончанию мероприятий (после 15 апреля 2025 г.) при отсутствии нового поступления таких же товаров субъект торговли вправе вернуться к розничным ценам, действовавшим до начала их проведения.
 

Справочно
В соответствии с частью первой пункта 35 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55, розничные цены устанавливаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем. При установлении розничных цен должен быть составлен документ, обосновывающий расчет розничных цен, с указанием размера применяемой торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителя, импортера, заготовительной организации, хранителя товаров из стабилизационных фондов, расходов по доставке и расходов по фасовке, включенных в цену товара, размер применяемой ставки НДС.


При новом поступлении товаров после 15 апреля 2025 г. в любой из объектов субъекта торговли цены на остатки таких же товаров должны быть приведены в соответствии с требованиями пункта 2 постановления №713(6).


Вопрос: необходимо ли составлять экономическое обоснования цен на остатки потребительских товаров после приведения цен на них в соответствие с нормами постановления № 713(6) (не выше сформированных цен на такие же товары, вновь поступившие после 15 апреля 2025 года)?


Ответ: составление экономического обоснования отпускных цен импортеру, документа, обосновывающего розничную цену субъекту торговли, осуществляющего розничную торговлю, не требуется.
 

Вопрос: можно ли повышать отпускные цены в одном периоде, применяя разные уровни рентабельности для разных наименований товаров одной группы (фактический уровень рентабельности 20 процентов, при этом на один товар установить рентабельность 16 процентов, а на другой товар – 20 процентов)?
 

Ответ: допускается установление отпускных цен с различным уровнем рентабельности в разрезе наименований товаров, относящихся к одному виду товаров, но не более максимального годового значения фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в 2021–2024 годах по соответствующему виду потребительского товара, за исключением случая, предусмотренного в части второй подпункта 3.9 пункта 3 постановления № 713.
 

Вопрос: что понимается под видом потребительского товара?
 

Ответ: вид товаров – совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением (абзац второй пункта 2 Положения о порядке разработки, утверждения и согласования перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703).
 

Например, в группе товаров «Молоко и молочные продукты» можно выделить такие виды потребительских товаров, как молоко коровье пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное; кефир (биокефир), ряженка из коровьего молока; сметана (биосметана) из коровьего молока и др.
 

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь




Новости

В МАРТ актуализировали комментарий об уплате рекламного сбора при размещении рекламы в метро

Вопрос: необходимо ли рекламодателю уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы в метроп...

15 апреля 2025 г. 14:50

читать подробнее

Налоговый дайджест новостей за 7 апреля - 11 апреля 2025 года

12 апреля 2025 года с 09:00 до 12:00 состоится прямая телефонная линия с заместителем Министра по...

11 апреля 2025 г. 18:38

читать подробнее