«Теперь будет проще вводить дополнительное регулирование»: чем важен новый указ президента о ценообразовании


Елена Игнатович, практикующий налоговый консультант, член дисциплинарной комиссии Палаты налоговых консультантов Беларуси, автор телеграм-канала «L'école des contribuables», рассказала «Про бизнес», на что стоит обратить внимание бизнесу в указе № 171 «О принятии мер в области ценообразования».



Александр Лукашенко 13 июня 2023 года подписал указ № 171 «О принятии мер в области ценообразования», которым корректируются отдельные указы президента. «Документ направлен на обеспечение единых подходов в области ценообразования и установление наиболее прозрачного механизма формирования экспортных цен на отдельные товары», — говорится в сообщении пресс-службы главы государства. Хотя эксперты обращают внимание и на ряд других изменений, которые затронут бизнес.


Для бизнеса, на первый взгляд, есть только одно важное изменение: приостановлено действие подпункта 1.3.1 пункта 1 Декрета № 6 от 7 мая 2012 года, которым предоставлялось право коммерческим организациям, расположенным в сельской местности, реализовывать на экспорт сухое обезжиренное молоко и масло без биржевых торгов на Белорусской универсальной товарной бирже.


Однако, по мнению экспертов, этот документ не так прост. Практикующий налоговый консультант и автор телеграм-канала «L'école des contribuables» Елена Игнатович объяснила «Про бизнес», что еще скрыто в указе и очень важно для предпринимателей.

 

— Сегодня увидел свет очередной законодательный акт, направленный на регулирование ценообразования в Республике Беларусь — Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2023 № 171 «О принятии мер в области ценообразования». Увидев его, многие выдохнули: в нем, кажется, нет ничего примечательного — ни конкретных новых перечней товаров, которые подпадают под сферу государственного регулирования, ни новых ограничений рентабельности для производителей или торговых надбавок для оптовых и розничных продавцов, ни нововведений по методикам расчета себестоимости и установления цен.

 

Но так ли прост Указ № 171?


В Беларуси уже есть Указ Президента, который был принят с целью упорядочения регулирования цен (тарифов) — речь об Указе Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 (ред. от 24.08.2022) «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».


Указ № 72 определил в 2011 году укрупненный перечень товаров, работ и услуг, цены (тарифы) по которым регулируются Советом Министров Республики Беларусь и государственными органами (организациями):

  • коммунальные услуги, предоставляемые населению;
  • риэлтерские услуги;
  • социально значимые товары (работы, услуги);
  • алкоголь;
  • платные медицинские услуги;
  • нефтепродукты и др.

Указ № 72 также определяет способ государственного регулирования цен (тарифов) по перечню товаров, работ, услуг — отдает их на откуп профильным министерствам и ведомствам, которые в свою очередь установят предельные надбавки, уровни рентабельности и т.д.


В целях реализации единообразного порядка по калькулированию и установлению регулируемых цен (тарифов) была принята Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), которая утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.08.2021 № 55. И вот указ № 72 продолжает действовать, а сегодняшний указ № 171 внес изменения в него в части наименования товаров, работ и услуг, которые подпадают под государственное регулирование, и дополнил ряд компетентных государственных органов, которые должны принимать участие при разработки ценовой политики на те или иные товары, работы и услуги совместно с отраслевым органом.


Почти все нашумевшие акты законодательства, которые коснулись многих субъектов хозяйствования в последнее время, были приняты в рамках государственного регулирования по указу № 72:

  • постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2022 № 116 «О порядке регулирования цен» (вместе с «Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен на товары»), которое регулирует установление цен на строительные материалы;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 (ред. от 26.09.2022) «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
  • и др.

Из ряда нормативных актов, регулирующих цены, выбивается только Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен», которое охватывает широкий перечень товаров на потребительском рынке и о котором знает почти каждый индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Постановление № 713 наделало много шума в свое время и было принято в рамках Директивы Президента Республики Беларусь от 06.10.2022 № 10 «О недопустимости роста цен», когда в Республики Беларусь значительно подскочил уровень цен, который стал ощутим для покупателей — физических лиц.


Так к чему такой длинный разговор и куча нормативных актов? Чтобы показать, что и без указа № 171 в Беларуси действует система государственного регулирования цен.

 

Но указ № 171 позволит Совету Министров Республики Беларусь вводить новые перечни товаров, работ и услуг,
которые не перечислены в Указе № 72, цены (тарифы) на которые станут регулируемыми со стороны государства
(как это случилось с потребительскими товарами).


Вот только при необходимости не будет такого длинного нормотворческого пути для введения нового регулирования: не нужна будет Директива Президента.


Говоря другими словами: при дестабилизации ценовой ситуации (например, росте инфляции) и с целью решить данный вопрос на государственном уровне будет введено новое ограничение по абсолютно новым группам товаров, работ и услуг (клиринговым, консультационным, транспортным, бухгалтерским и т.д.) может быть введено государственное регулирование путем принятия Постановления Советом Министров Республики Беларусь.


Также правительству указом № 171 дано право определять порядок формирования и применения цен (тарифов), т.е. могут быть введены иные нормы для установления цен, чем те, которые описаны для всех субъектов хозяйствования в Инструкции МАРТа № 55.
 

То есть может сложится ситуация,
когда будут несколько параллельных правил установления цен на разные группы товаров, работ и услуг.


И последний комментарий по Указу № 171: данный нормативный правовой акт принят не только в целях упорядочения регулирования цен, но и в целях контрольной (надзорной) деятельности. Это прямо прописано в самом указе, поэтому напоминаю всем субъектам хозяйствования о необходимости соблюдении дисциплины в области ценообразования и об имеющейся ответственности за нарушения данной дисциплины.


Публикации налоговых консультантов

Заполнение декларации для ИП за 1 квартал 2024 года. Как считать вычет на себя, детей, иждивенцев

В видеоинструкции для youtube-канала «Финансовый интеллект» налоговый консульт...

16 апреля 2024 г. 17:11

читать подробнее

В каких случаях ИП надо заплатить рекламный сбор? Видеоинструкция по заполнению декларации

В каких случаях ИП надо заплатить рекламный сбор? Где можно скачать форму декларации? В видеоинст...

15 апреля 2024 г. 14:39

читать подробнее