Декларацию по земельному налогу будет заполнять налоговый орган
Такие изменения предусмотрены в законодательстве, начиная с 2023 года.Так, плательщикам-организациям налоговый орган не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, предварительно заполнит декларацию на основании имеющихся у него сведений о земельных участках организации.
Остановимся подробнее на новом порядке представления декларации и порядке уплаты земельного налога плательщиками-организациями, начиная с 2023 года.
Алгоритм действий при уплате земельного налога за 2023 год
-
Представляем уведомления в налоговый орган
Не позднее 1 декабря 2023 года плательщики-организации представляют в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления о земельных участках (далее – уведомления).
Не позднее 20 января 2023 года уведомления в налоговый орган представляют плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции которые по итогам 2022 года утратили право на применение освобождения при исчислении земельного налога в результате несоблюдения установленного критерия по выручке (выручка от реализации продукции, изготовленной организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции за предыдущий календарный год, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, должна составлять не менее 50 процентов общей суммы выручки организации).
Уведомления представляются по установленным форматам в виде электронного документа в порядке, утвержденном Министерством по налогам и сборам (далее – МНС).
Перечень уведомлений, которые организации обязаны представить:
- о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
- о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
- о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
- о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с решениями местных Советов депутатов (п. 10 ст. 241 Налогового кодекса Республики Беларусь – далее НК);
- о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить понижающие коэффициенты (0,2; 0,4; 0,6; 0,8) к годовой ставке земельного налога (п. 12 ст. 241 НК);
- о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
- о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства;
Перечень уведомлений, которые организации имеют право представить:
- о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
- о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участков, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством.
Уведомления не представляются следующими организациями:
– находящимися в процедуре банкротства, за исключением процедуры санации;
– находящимися в процессе ликвидации;
– если у них отсутствуют земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
– имеющими в собственности либо владении, пользовании жилые помещения государственного и (или) частного жилищных фондов, в том числе жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы; осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, у которых суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилых домов, подлежащие уплате в бюджет, возмещаются плательщикам собственниками жилых и (или) нежилых помещений, членами организаций застройщиков, дольщиками, заключившими договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, нанимателями, арендаторами, лизингополучателями жилых и (или) нежилых помещений, правообладателями нежилых помещений государственной формы собственности (организациями, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или безвозмездном пользовании которых находятся нежилые помещения) в этих жилых домах, пользователями либо собственниками машино-мест, при отсутствии у таких организаций органов управления;
– крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые освобождаются от налогов, сборов (пошлин) (в соответствии с п. 1 ст. 384 НК).
Некоммерческие организации, не осуществлявшие в 2023 году предпринимательскую деятельность, представляют за 2023 год в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления не позднее 5 января 2024 года.
-
Получаем декларацию от налогового органа
Не позднее 30 января 2024 года, организации – плательщики земельного налога получат от налогового органа декларацию (расчет) по земельному налогу за 2023 год, предварительно заполненную на основании имеющихся в налоговом органе сведений (далее – предварительная декларация), которая будет направлена на портал МНС.
Не получат предварительную декларацию от налогового органа те же организации, которые не представляют уведомления (перечислены выше).
-
При необходимости вносим изменения и (или) дополнения в декларацию
Например, если данные предварительной декларации не соответствуют данным регистрационных документов на земельные участки, имеющихся у плательщика или если организация воспользовалась правом, предоставленным местным Советом депутатов, неприменения повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога в текущем году, оказав безвозмездную (спонсорскую) помощь спортивным организациям (плательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных НК и иными актами налогового законодательства (подп. 1.3 ст. 21 НК). Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков не более чем в 2 раза (п. 2 ст. 230, п. 10 ст. 241 НК). Одной из категорий плательщиков, для которых местные Советы депутатов устанавливают более низкие уровни увеличения ставок земельного налога, являются организации, оказывающие безвозмездную (спонсорскую) помощь спортивным организациям) и т.п.
-
Представляем декларацию в налоговый орган
Не позднее 20 февраля 2024 года следует направить в налоговый орган по месту постановки на учет подписанную электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) декларацию с внесенными в нее при необходимости изменениями и (или) дополнениями.
Порядок уплаты земельного налога за 2023 год
Авансовые платежи
В течение 2023 года земельный налог уплачивается авансовыми платежами по срокам не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября 2023 года.
Авансовые платежи уплачиваются в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, т.е. за 2022 год.
Уполномоченными лицами организаций, имеющих в собственности либо владении, пользовании жилые помещения государственного и (или) частного жилищных фондов, в том числе жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы; осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, у которых суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилых домов, подлежащие уплате в бюджет, возмещаются плательщикам собственниками жилых и (или) нежилых помещений, членами организаций застройщиков, дольщиками, заключившими договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, нанимателями, арендаторами, лизингополучателями жилых и (или) нежилых помещений, правообладателями нежилых помещений государственной формы собственности (организациями, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или безвозмездном пользовании которых находятся нежилые помещения) в этих жилых домах, пользователями либо собственниками машино-мест, авансовые платежи уплачиваются в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога.
В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в общеустановленном порядке (ст. 55 НК).
Авансовые платежи в течение налогового периода, 2023 года не уплачиваются:
– бюджетными организациями;
– плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.
Авансовые платежи уплачиваются плательщиками-организациями в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период по срокам не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября 2023 года.
Уплата налога
Уплата земельного налога по итогам 2023 года должна быть произведена не позднее 22 февраля 2024 года.
Размер налога, подлежащий доплате по сроку 22 февраля 2024 года, определяется организациями в размере разницы между суммой земельного налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, и авансовыми платежами за указанный налоговый период.
Уполномоченными лицами организаций, имеющих в собственности либо владении, пользовании жилые помещения государственного и (или) частного жилищных фондов, в том числе жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы; осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, у которых суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилых домов, подлежащие уплате в бюджет, возмещаются плательщикам собственниками жилых и (или) нежилых помещений, членами организаций застройщиков, дольщиками, заключившими договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, нанимателями, арендаторами, лизингополучателями жилых и (или) нежилых помещений, правообладателями нежилых помещений государственной формы собственности (организациями, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или безвозмездном пользовании которых находятся нежилые помещения) в этих жилых домах, пользователями либо собственниками машино-мест, по сроку 22 февраля 2024 года производится доплата налога в размере разницы между фактически полученными от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах суммами земельного налога и авансовыми платежами за указанный налоговый период.
Бюджетными организациями и плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в размере исчисленной суммы земельного налога за налоговый период, за 2023 год.
Отдельные особенности по итогам 2022 года
В 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями:
– которые в четвертом квартале 2022 года перешли с применения особого режима налогообложения, не предусматривающего исчисление и уплату земельного налога, в течение налогового периода на общий порядок налогообложения либо на особый режим налогообложения, предусматривающий исчисление и уплату земельного налога;
– которые по итогам 2022 года утратили право на применение освобождения как плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции при несоблюдении установленного критерия по выручке (выручка от реализации продукции, изготовленной организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки организации).
Уплата (доплата) земельного налога указанными организациями должна быть произведена не позднее 22 февраля 2023 года.
Порядок включения земельного налога в затраты
При исчислении налога на прибыль суммы земельного налога включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в сумме авансового платежа в том квартале 2023 года, на который приходится срок уплаты авансового платежа.
В четвертом квартале 2023 года производится корректировка нарастающим итогом затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на сумму, определенную в виде разницы между суммой земельного налога, исчисленной за налоговый период, и суммой уплаченных авансовых платежей.
Бюджетными организациями и плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции суммы земельного налога включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в четвертом квартале 2023 года в размере суммы земельного налога, исчисленной за налоговый период, за 2023 год.
Ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3
С 2023 года земельный налог за земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) либо земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых отсутствуют капитальные строения, исчисляется организациями с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3.
Порядок применяется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором при условии отсутствия капитальных строений истек трехлетний период с одной из следующих дат (абз. 8 п. 3 ст. 238 НК):
– с даты принятия решения о предоставлении земельного участка;
– если принятие такого решения не требуется, с даты государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок;
– с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка.
Порядок применяется по последнее число последнего месяца квартала, в котором:
– произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) и (или) государственная регистрация изменения капитальных строений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса (за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом) (в случае, если они подлежат государственной регистрации);
– принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если их государственная регистрация не требуется).
Коэффициент 3 применяется при исчислении земельного налога и для бюджетных организаций, если не соблюден трехлетний период.
Сведения о земельных участках для целей применения ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 3, МНС получает от республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в срок – не позднее 10 января года, следующего за отчетным налоговым периодом, т.е. за 2023 год – не позднее 10 января 2024 года.
Применение коэффициента 3 не освобождает организации от увеличения (уменьшения) ставки налога в соответствии с решением местного Совета депутатов по месту нахождения объектов налогообложения.
Расширение льгот
Историко-культурные ценности
С 2023 года весь земельный участок, занятый материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, будет подлежать освобождению, ранее эта норма не освобождала от земельного налога такие участки в случае, если они были заняты капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций.
Санаторно-курортное лечение
Расширена льгота и для организаций при оказании санаторно-курортного лечения и оздоровления населения.
Так, с 2023 года освобождением при исчислении земельного налога смогут воспользоваться не только санаторно-курортные и оздоровительные организации, но и иные организации в части земельных участков, используемых (предназначенных для использования) их обособленными подразделениями для осуществления санаторно-курортного лечения и оздоровления населения.
Перечень таких организаций, их обособленных подразделений, утверждается Советом Министров.
Организации культуры
В целях применения освобождения от налогообложения земельным налогом земельных участков организаций культуры следует обратиться в Министерство культуры и получить заключение о том, что в календарном году организация относится к организациям культуры.
Организации, признанные банкротами
С 2023 года земельные участки организаций, признанных в соответствии с законодательством банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство, освобождаются от налогообложения земельным налогом по квартал, в котором внесена запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении организации из этого регистра.
Иные изменения с 2023 года
Увеличены пороги кадастровой стоимости земельного участка за 1 га для целей установления площади земельного участка в качестве налоговой базы:
- земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 11 018 (ранее – 9 228) белорусских рублей за гектар;
- земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее
- земельных участков общественно-деловой зоны, за исключением для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций и для размещения автомобильных рынков, игорных заведений, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 40 060 (ранее – 33 551) белорусского рубля за гектар;
- земельных участков производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 20 029 (ранее – 16 775) белорусских рублей за гектар;
- земельных участков рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 032 (ранее – 18 452) белорусских рублей за гектар;
- земельных участков жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 58 757 (ранее – 49 210) белорусских рублей за гектар;
- земельных участков жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 380 (ранее – 24 606) белорусских рублей за гектар.
Проиндексированы и увеличены ставки земельного налога:
– на земли сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами – в размере 1,24 (ранее – 1,04) белорусского рубля за гектар;
– на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков:
- для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон – в размере 220,32 (ранее – 184,52) белорусского рубля за гектар;
- для жилой многоквартирной зоны – в размере 14,71 (ранее – 12,32) белорусского рубля за гектар;
- для жилой усадебной зоны - в размере 29,38 (ранее – 24,61) белорусского рубля за гектар.
Налоговая база земельного налога на 1 января 2023 год для исчисления и уплаты земельного налога за 2023 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:
• для общественно-деловой зоны – в белорусских рублях на дату оценки этой зоны;
• для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
• для жилой многоквартирной зоны – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
• для производственной зоны – в белорусских рублях на дату оценки этой зоны, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы.
***
Материал подготовлен на основании ПРОЕКТА Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения», размещенного на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
ИРИНА КЛЕЗОВИЧ,
налоговый консультант,
член правления Палаты налоговых консультантов,
аудитор