Продажа белорусских потребительских товаров в фирменных магазинах и интернет-магазинах: МАРТ подготовлены разъяснения о применении норм пункта 23 постановления Совмина № 713



В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования по вопросу применения пункта 231 постановления Совмина  №713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление №713) при реализации произведенных в Беларуси непродовольственных потребительских товаров в фирменных магазинах, секциях и отделах, в интернет-магазинах МАРТ разъясняет.

В соответствии с пунктом 231 постановления № 713 при реализации непродовольственных потребительских товаров, производимых в РБ, в фирменных магазинах производителя этих товаров либо субъекта торговли, получившего право продажи товаров такого производителя с использованием товарного знака или фирменного наименования этого производителя, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), предельные максимальные торговые надбавки, установленные в приложении 1 к постановлению № 713, могут не применяться при условии приобретения таких товаров непосредственно у производителя или их передачи производителем в собственный фирменный магазин.

В соответствии с Законом от 8 января 2014 г. № 128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128):

  • магазин – стационарный торговый объект, имеющий торговый зал (торговые залы) (подпункт 1.9. пункта 1 статьи 1);
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров, субъекты торговли, получившие право продажи товаров конкретного производителя (производителей) с использованием товарного знака (товарных знаков) либо фирменного наименования этого производителя (фирменных наименований этих производителей), в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), вправе создавать фирменные магазины, требования к которым определяются Совмином (пункт 2 статьи 10);
  • субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин, представляющий собой информационный ресурс, позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на приобретение товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (пункт 3 статьи 16).


Согласно абзацу пятому пункта 2 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утвержденного постановлением Совмина от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – постановление № 703), фирменный магазин – магазин, созданный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися производителями товаров, либо субъектом торговли, получившим право продажи товаров конкретного производителя (производителей) с использованием товарного знака (товарных знаков) или фирменного наименования этого производителя (фирменных наименований этих производителей), в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), в котором удельный вес количества разновидностей товаров этого производителя (производителей) составляет не менее 75 процентов – для непродовольственных магазинов и не менее 50 процентов - для продовольственных магазинов в общем количестве разновидностей товаров, находящихся в продаже в этом магазине.

При этом фирменный магазин может быть создан непосредственно производителем, а также субъектом торговли в следующих случаях:

  • субъектом торговли получено право использования товарного знака производителя, что подтверждается фактом заключения лицензионного договора на право использования данного товарного знака в деятельности субъекта торговли, а также другого договора, содержащего существенные условия лицензионного договора;
  • субъектом торговли получено право использования фирменного наименования производителя, что подтверждается фактом заключения договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) или иного договора, содержащего существенные условия договора франчайзинга;
  • субъектом торговли получено право использования фирменного наименования производителя, что подтверждается фактом заключения лицензионного договора либо другого договора, содержащего существенные условия лицензионного договора.


Договор франчайзинга, лицензионный договор, а также изменения в зарегистрированные договор франчайзинга и лицензионный договор регистрируются в Национальном центре интеллектуальной собственности в порядке, установленном постановлением Совмина от 21 марта 2009 г. №346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)».

Кроме того, субъекту торговли, создавшему фирменный магазин, необходимо представить в местный исполнительный и распорядительный орган соответствующие сведения для включения в Торговый реестр в порядке, определенном Положением о Торговом реестре, утвержденным постановлением Совмина от 25 июня 2021 г. № 363.

Вместе с тем понятие «фирменная торговля», а также такие виды торговых объектов как «фирменный отдел», «фирменная секция» в законодательстве не определены и не предусмотрены.
 

Справочно.

В соответствии с пунктом 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением № 703, товарный отдел (секция) – часть торговой площади магазина, павильона, на которой продаются товары, связанные общностью спроса и удовлетворяющие отдельные потребности населения.


Учитывая изложенное, фирменный отдел (секция), а также интернетмагазин не являются торговыми объектами, и, следовательно, не могут быть отнесены к фирменным магазинам.

Таким образом, предельные максимальные торговые надбавки, установленные в приложении 1 к постановлению №713, могут не применяться при реализации непродовольственных потребительских товаров, производимых в РБ, в фирменных магазинах производителя этих товаров либо субъекта торговли, получившего право продажи таких товаров с использованием товарного знака или фирменного наименования этого производителя, при условии приобретения таких товаров непосредственно у производителя или их передачи производителем в собственный фирменный магазин. При этом удельный вес количества разновидностей товаров этого производителя должен составлять не менее 75 процентов в общем количестве разновидностей товаров, находящихся в продаже в фирменном магазине.
 

Обратите внимание, что исключения, предусмотренные пунктом 231 постановления № 713, распространяются только на фирменные магазины, в которых осуществляется продажа товаров с использованием товарного знака или фирменного наименования одного производителя.


Формирование цен на другие потребительские товары, которые реализуются в таких фирменных магазинах либо в фирменных магазинах, в которых осуществляется продажа товаров с использованием товарного знака или фирменного наименования нескольких производителей, а также в отделах (секциях), интернет-магазинах, осуществляется с применением предельных максимальных торговых надбавок, установленных в приложении 1 к постановлению № 713.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона № 128-3 любой информационный ресурс в сети Интернет (в том числе «интернет-витрина»), позволяющий в сети Интернет выбрать товары и с использованием этого информационного ресурса сформировать заказ на их приобретение для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, является интернет-магазином.

В соответствии с Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совемина от 15 января 2009 г. № 31:

  • до момента заключения договора продавец должен довести до сведения покупателя информацию о цене, условиях приобретения и оплаты товаров, а также о способах оплаты товаров, способах и сроках доставки товаров (абзацы восьмой и девятый пункта 4);
  • договор, содержащий все существенные условия, считается заключенным в момент получения продавцом, направившим оферту, ее акцепта, направленного покупателем посредством телефонной, почтовой, электронной или иной связи, в том числе посредством использования сети Интернет, а также иным способом, не запрещенным законодательством, позволяющим достоверно установить, что акцепт исходит от покупателя (часть вторая пункта 8).


Таким образом, при осуществлении розничной торговли потребительскими товарами через интернет-магазин продавец обязан продать покупателю такие товары по цене, указанной на сайте интернет-магазина в момент заключения договора, которая сформирована с учетом предельных максимальных торговых надбавок, установленных в приложении 1 к постановлению №713, независимо от способа и условий оплаты этих товаров (оплата на сайте интернет-магазина в момент заключения договора либо при получении товаров у курьера, в почтовом отделении, в пункте самовывоза, в том числе расположенном в фирменном магазине) и места их получения (доставка курьером, до почтового отделения, самовывоз, в том числе из фирменного магазина).

По информации МАРТ




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Госкомимущество предлагает обсудить проект Закона по вопросам регулирования земельных отношений

На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении з...

17 июня 2025 г. 11:48

читать подробнее