МЕНЮ

Проект НК-2027: изменения по акцизам, налогу на прибыль и налогу на доходы



На Национальном правовом Интернет-портале опубликован проект Налогового кодекса – 2027. В оперативном комментарии рассмотрим изменения, касающиеся акцизов, налога на прибыль и налога на доходы.

 

Акцизы
 

В подп. 1.2 п. 1 ст. 150 НК уточняется, что к алкогольной продукции в том числе относится и премиальная, и определено, какая алкогольная продукция относится к премиальной.

 

Премиальной алкогольной продукцией признаются алкогольные напитки (за исключением алкогольных напитков, страной происхождения которых является государство – член Евразийского экономического союза), ввозимые на территорию РБ, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, по перечню, ежегодно определяемому МАРТ.

 

Подп. 1.5 п. 1 ст. 150 НК планируется дополнить нормой о том, какие сидры признаются фруктово-ягодными.

 

Сидрами фруктово-ягодными признаются сидры фруктовые, изготовленные непосредственно в результате спиртового брожения сусла из свежего фруктового сырья, с добавлением или без добавления в качестве ароматизирующих компонентов только экстрактов, дистиллятов, настоев и композиций из растительного сырья (в том числе фруктов и ягод).

 

Подтверждением фактического вывоза за пределы РБ подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, является наличие у плательщика в том числе и информации о подтверждении вывоза товаров за пределы территории РБ (при осуществлении плательщиком декларирования таможенным органам товаров в виде электронного документа (подп. 3.4 п. 3 ст. 152 НК). Этот подпункт будет дополнен частями, согласно которым при вывозе подакцизных товаров, произведенных из давальческой нефти, таможенное декларирование которых производится посредником, информация о подтверждении вывоза таких товаров за пределы территории РБ представляется плательщиком в налоговый орган в порядке, установленном подп. 1.3 п. 1 ст. 152 НК, на основании сведений из таможенных деклараций посредника. При этом в таможенной декларации посредника подлежат отражению номер и дата контракта на производство плательщиком подакцизной продукции из давальческой нефти.

 

Для этих целей:

  • давальческая нефть – нефть сырая, ввезенная на территорию Беларуси с территории России в качестве давальческого сырья в соответствии с международным межправительственным договором, предметом которого является переработка российской нефти на белорусских нефтеперерабатывающих заводах;
  • посредник – белорусская организация, осуществляющая вывоз подакцизных товаров, произведенных из давальческой нефти, по поручению их собственника за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и выступающая декларантом таких товаров при их помещении под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта.
 

Налог на прибыль
 

В ст. 170 НК «Затраты по производству и реализации» планируется внести следующие изменения.

 

В состав затрат по производству и реализации организациями могут включаться отчисления в формируемый в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном законодательством или учетной политикой (при отсутствии установленного законодательством порядка), резерв предстоящих расходов оплаты отпусков в части, приходящейся на суммы предстоящей оплаты отпусков, учитываемые при налогообложении, включая обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы предстоящей оплаты отпусков. В связи с этим в новой редакции предполагается изложить подп. 2.8 п. 2 ст. 170 НК.

 

Пункт 2 ст. 170 планируется дополнить подп. 2.15, согласно которому в состав затрат по производству и реализации включаются расходы, обязанность возмещения которых арендатором, ссудополучателем предусмотрена Указом от 16.05.2023 № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом».

 

Расширяется перечень организаций, на которые распространяется льгота в размере не более 10 процентов валовой прибыли, определенной за налоговый период, в котором передается прибыль, переданная зарегистрированным на территории РБ организациям. Планируется в этот перечень включить благотворительный местный фонд помощи детям и взрослым инвалидам, проживающим в психоневрологических интернатах, и людям с ограниченными возможностями имени народного артиста Беларуси Александра Григорьевича Тихановича и имени основателя фонда Сергея Викторовича Довгаля «Спирос».

 

Налог на доходы
 

Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, будут признаваться доходы от пользования временно свободными средствами не только на счетах в банках РБ, но и криптобанках. Планируется внести дополнение в подп. 1.2.3 п. 1 ст. 189 НК. Также криптобанком дополнен п. 7 ст. 191 НК и ч. 1 п. 7 ст. 193 НК.

 

Подпунктом 1.11.4 п. 1 ст. 189 НК установлено, что объектом обложения налогом на доходы признаются доходы от долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории РБ, либо их части.

 

Планируется дополнить этот подпункт нормой, которая устанавливает случаи, на которые эта норма не распространяется, а также установлено условие, когда это нераспространение не применяется.

 

Так, положения ч. 1 подп. 1.11.4 п. 1 ст. 189 НК, если иное не установлено ч. 3 подп. 1.11.4 п. 1 ст. 189 НК, не распространяются на доходы от отчуждения акций по сделкам, совершаемым на фондовых биржах, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не входящих в перечень оффшорных зон, утвержденный Президентом Республики Беларусь, и включенных в перечень бирж, обеспечивающих надлежащую идентификацию подлинных владельцев организаций – эмитентов ценных бумаг, определяемый Минфином и МНС.

 

Исключение из объекта налогообложения, определенное ч. 2 подп. 1.11.4 п. 1 ст. 189 НК, не применяется, если рыночная стоимость расположенного на территории РБ недвижимого имущества белорусской организации – эмитента акций на последний календарный день месяца, предшествующего месяцу, в котором совершена сделка об отчуждении акций, составляет 50% и более по отношению к стоимости активов этой организации-эмитента.

 

По информации Экономической газеты




Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Проект НК-2027: изменения по акцизам, налогу на прибыль и налогу на доходы

На Национальном правовом Интернет-портале опубликован проект Налогового кодекса – 2027. В опер...

9 октября 2026 г. 15:46

читать подробнее

Об особенностях налогообложения педагогов

В Беларуси учителя могут осуществлять образовательную деятельность: как наёмные работники; к...

6 октября 2026 г. 11:03

читать подробнее