Дифференцированный учет в розничной торговле



Фото: pexels

Дифференцированный учет с 10 марта 2023 года



С 10 марта 2023 года субъекты хозяйствования, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, обязаны использовать кассовый суммирующий аппарат или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах, а также формирование в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, наименования товара (в соответствии с пунктом 10 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16). 
 

Данное требование не распространяется на объекты потребительской кооперации, расположенные на территории сельской местности и на магазины беспошлинной торговли.


Дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, с 10.03.2023 осуществляется с использованием международного идентификационного номера товара GTIN, наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее – ePASS).

В соответствии с пунктом 1 постановления Совмина от 4 августа 2005 г. № 862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совмина от 24 мая 2000 г. № 748» (далее – постановление № 862) предусмотрено обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами товаров (продукции), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь и предназначенных для торговли ими на территории РБ, на которые технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов.

В отношении импортируемых товаров в Беларусь вопрос о наличии международного идентификационного номера товара GTIN и их описание в ePASS должен решаться заявителем в рамках договорных отношений, в том числе с учетом пункта 2 постановления № 862, предусматривающего, что наличие товарного номера, нанесенного в виде штрихового идентификационного кода на товары (продукцию) в соответствии с законодательством, является одним из существенных условий договора купли-продажи (поставки) таких товаров (продукции), одной из сторон которого являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю, общественное питание на территории Республики Беларусь и использующие для ведения товарного учета автоматическую идентификацию товаров (продукции).

Обратите внимание, что если на товар нанесен GTIN в виде штрихового кода и товар зарегистрирован в ePASS, то присвоение и нанесение в виде штрихового кода другого GTIN на такой товар не требуется. При этом наличие нескольких поставщиков не имеет значения.

Для выполнения требований пункта 10 Положения № 924/16 субъектам хозяйствования необходимо:

1. Использовать кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и считывание и передачу в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО) информации о GTIN реализованных товаров.

2. Проинформировать поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными GTIN.

3. В случае приобретения товаров без нанесенных GTIN, либо информация о которых отсутствует в ePASS, субъектам торговли для целей выполнения норм пункта 10 Положения № 924/16 необходимо обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары (за исключением товаров, указанных в пункте 23 Положения № 748) GTIN.

3. При реализации товаров обеспечивать считывание GTIN, работу кассового оборудования с базой товаров (работ, услуг), а также формирование в платежном документе, помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, наименования товара.

Использование субъектами хозяйствования кассового оборудования, которое не обеспечивает дифференцированный учет, влечет административную ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования, установленную частью первой статьи 13.15 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающую наложение штрафа в размере:

  • на должностное лицо субъекта хозяйствования – до 50 базовых величин;
  • на индивидуального предпринимателя – до 100 базовых величин;
  • на юридическое лицо – до 200 базовых величин.



 

Дифференцированный учет с 1 июля 2025 года


C 1 июля 2025 года для юридических лиц и ИП, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (СИ) и унифицированными контрольными знаками (УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта.

Для обеспечения требований по реализации маркированных товаров субъектам хозяйствования необходимо:

1. Изучить перечни товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками, которые определены постановлением Совмина от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».

В случае реализации подлежащих маркировке товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.

2. Проинформировать поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными GTIN.

При этом следует учитывать, что в случае приобретения товаров без нанесенных GTIN субъектам торговли необходимо обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары GTIN (за исключением товаров, указанных в пункте 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совмина № 748).

3. При реализации товаров обеспечивать считывание GTIN, средств идентификации и (или) УКЗ, а также формирование в платежном документе информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе.

Обратите внимание, что в случае если кассовое оборудование обеспечивает возможность извлечения GTIN из считанного кода маркировки, в таком кассовом оборудовании может быть реализована возможность передачи извлеченного GTIN в СККО без необходимости дополнительного считывания такого номера.

При реализации в кассовом оборудовании такого функционала, эта особенность должна быть отражена в эксплуатационной документации на кассовое оборудование, включающей руководство пользователя, а также указываться при подаче документов (копий документов) на оценку программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям. При использовании такого функционала ответственность за достоверность информации (соответствие GTIN, нанесенного на маркированный товар, и GTIN, включенного в код маркировки и переданного в СККО) возлагается на субъекта торговли, реализующего товары, подлежащие маркировке.

По информации ИМНС по Брестской области


Новости МНС

МНС информирует о проведении прямой телефонной линии 18 мая

18 мая в Министерстве по налогам и сборам состоится прямая телефонная линия с начальником ...

17 мая 2024 г. 16:41

читать подробнее

МНС информирует об обновлении Единого реестра налоговых консультантов на 16 мая 2024 года

На сайте МНС обновлен Единый реестр налоговых консультантов по состоянию на 16.05.2024. ...

17 мая 2024 г. 14:12

читать подробнее