В МНС прокомментировали требования к кассовым аппаратам



Постановление Министерства по налогам и сборам и Государственного комитета по стандартизации от 14 октября 2022 г. № 29/99 «О требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам» (далее – постановление № 29/99) принято во исполнение пункта 2 постановления Сомина и Нацбанка от 3 марта 2022 г. № 114/6 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» в целях закрепления на уровне нормативного правового акта требований к функциональным характеристикам и конструкции кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин (далее – требования, кассовые аппараты).


1. Постановлением № 29/99 определяется понятийный аппарат для целей требований: «автономный кассовый аппарат», «системный кассовый аппарат», «фискальный регистратор», «POS-система», «POS-терминал», «билетопечатающая машина», «касса самообслуживания», «уникальный идентификатор», «база товаров (работ, услуг)» и другие, что позволяет идентифицировать соответствующие требования под конкретный вид кассового аппарата, обеспечить понятийное восприятие соответствующей нормы постановления № 29/99, а также сохранить преемственность терминологии в отношении кассовых аппаратов.


2. В постановление № 29/99 из государственного стандарта Республики Беларусь «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы» СТБ 1364.0-2015 и серии государственных стандартов Республики Беларусь СТБ 1364 (далее – СТБ) перенесены и актуализированы основные требования, в том числе к конструкции кассового аппарата, функциональные требования, включая дополнительные в связи с использованием кассовых аппаратов в разных сферах применения.


3. Постановление № 29/99 содержит ряд новых требований, которые ранее не были определены в СТБ.


Так, к кассовым аппаратам, определены следующие новые требования, носящие общий характер.

 

Кассовые аппараты должны:

  • исключать возможность несанкционированного доступа к данным о денежных оборотах в целях их изменения (уничтожения), а также не иметь недекларируемых режимов работы (ранее в СТБ данная норма упоминалась косвенно в отношении требований к блоку управления кассового аппарата и только в части обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа);
  • обеспечивать формирование для выдачи покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде без вывода его на печать одним из способов выдачи такого платежного документа покупателю (потребителю): на электронную почту покупателя; в личный кабинет покупателя при наличии действующей карты лояльности; на приложение-мессенджер (указанная норма прописана в целях реализации пункта 151Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее – постановление № 924/16, Положение № 924/16)). Аналогичный подход определен и в отношении документа, подтверждающего возврат товара;
  • проводить регистрацию аннулирования только последнего платежного документа после печати (выдачи в электронного виде) этого платежного документа, что согласуется с нормами части пятой пункта 4 Положения № 924/16, которой предусмотрено, что в случае ошибок, допущенных кассиром при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого платежного документа запрещается;
  • формировать уникальный идентификатор в виде QR-кода и символьного представления (в кодировке ASCII) (также определены требования к высоте и ширине распечатываемого уникального идентификатора, отображаемого в виде QR-кода);
  • обеспечивать возможность отказа от вывода на печать таких кассовых документов, как документы, подтверждающие совершение кассовых операций регистрации аннулирования платежного документа, внесения и изъятия наличных денежных средств (указанная норма предусмотрена в постановлении № 29/99 по инициативе бизнес-сообщества в целях экономии чековой ленты);
  • обеспечивать общую сквозную нумерацию для платежных документов, документов по результатам выполнения кассовых операций регистрации факта возврата средств платежа, внесения и изъятия наличных денежных средств, изъятия для выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек, аннулирования платежного документа. При этом вводится запрет присваивать при сквозной нумерации сквозной порядковый номер другим документам (карт-чекам, иным документам);
  • обеспечивать отдельную порядковую нумерацию Z-отчетов;
  • обеспечивать блокировку кассового аппарата при установке средства контроля налоговых органов (далее – СКНО) в статус «СКНО заблокировано» (такая блокировка будет применяться в случае наличия платежных документов, иных кассовых документов, поступивших от кассового аппарата с нарушением их структуры либо реквизитов и непрошедших форматно-логический контроль при поступлении в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО);
  • формировать в платежном документе, оформляемом кассовым аппаратом по результатам выполнения кассовой операции продажи в магазине беспошлинной торговли также сведения и информацию, определенные подпунктом 2.20 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2014 г. № 175 «О магазинах беспошлинной торговли»;
  • выделять суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) по каждой единице товара с учетом примененных скидок (надбавок). Указанное требование предложено в том числе бизнес-сообществом для удобства и однозначности понимания о формировании в платежном документе информации о выделении ставки и суммы НДС для применения кассовых аппаратов для целей возврата НДС.


Также постановлением № 29/99 предусмотрены дополнительные функциональные требования к кассам самообслуживания.


4. Постановлением № 29/99 установлена единая структурированная форма платежного документа, в которой определены состав обязательной информации и последовательность ее формирования (приложение 1 к Положению о требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам, утвержденному постановлением № 29/99 (далее – Положение)).


Такой подход позволит контролирующим органам и покупателям (потребителям) визуально определить в любом платежном документе, формируемом любой моделью кассового аппарата, соответствующий реквизит (информацию) платежного документа по месту его (ее) расположения в платежном документе.


5. Постановлением № 29/99 вводится требование, согласно которому кассовые аппараты должны обеспечивать выполнение кассовой операции регистрации приема платежей в адрес третьих лиц платежными агрегаторами в рамках Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» (далее – Закон № 164-З). В этих целях в постановлении предусмотрен термин «платежный агрегатор», который используется в значении, определенном подпунктом 1.22 пункта 1 статьи 2 Закона № 164-З.


В приложении 1 к Положению предусмотрена (раздел VIII) дополнительная информация, содержащаяся в платежном документе, предоставляемом покупателю (потребителю) в распечатанном или электронном виде, для торговых объектов, являющихся платежными агрегаторами, при приеме платежей в адрес третьих лиц (печатается учетный номер плательщика (УНП) третьего лица, в адрес которого принимаются платежи платежным агрегатором).


Кроме того, в целях обеспечения норм пункта 2 статьи 20 Закона № 164-З постановлением № 29/99 вводится требование о том, что кассовые аппараты должны обеспечивать выполнение кассовой операции регистрации изъятия для выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек, а также требование по формированию на кассовом аппарате, обеспечивающем данное требование, документа, подтверждающего совершение кассовой операции регистрации изъятия для выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек с определением обязательной информации, которую должен содержать такой документ. Указанное требование позволяет реализовать нормы пункта 51 Положения № 924/16 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6» (далее – постановление № 841/27)), предусматривающие, что выдача наличных денежных средств в организациях торговли (сервиса) в рамках заключенных договоров с платежными агрегаторами может осуществляться путем выполнения операции регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег, соответствующей сумме, подлежащей выдаче держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента, с выдачей документа, подтверждающего совершение такой операции.


Соответствующие требования постановлением № 29/99 введены в отношении отражения информации о сумме и количестве приемов платежей в адрес третьих лиц, сумме и количестве изъятий денег для выдачи держателям банковских платежных карточек в формируемых кассовым аппаратом сменном отчете без гашения (Х-отчете), суточном (сменном) отчете (Z-отчете) с передачей данных в СКНО.


6. Постановлением № 29/99 введены дополнительные функциональные требования к кассовым аппаратам, применяемым при реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.


Кассовые аппараты должны обеспечивать:

при реализации и при возврате маркированного товара:
  • считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
  • считывание (ввод) GTIN каждой единицы реализованного (возвращаемого) маркированного товара;
  • выполнение на кассовом суммирующем аппарате кассовой операции регистрации продажи (возврата) каждой единицы маркированного средством идентификации товара;
  • формирование информации о реализации (возврате) маркированного средством идентификации товара в Z-отчете;
  • выполнение кассовой операции регистрации аннулирования и формирование информации о кассовой операции регистрации аннулирования в Z-отчете;
  • дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения № 924/16;
  • передачу в СКНО детализированной информации о товарах, подлежащих маркировке, при их реализации в розничной торговле с использованием кассового аппарата в соответствии с требованиями к обмену данными кассовых аппаратов с СКНО, установленными в главе 12 Положения.


Постановлением № 29/99 предусмотрено, что платежный документ, формируемый кассовым аппаратом на бумажном носителе и (или) в электронном виде по результатам выполнения кассовой операции продажи маркированного товара, должен содержать также в последовательности, определенной в Приложении 1 к Положению, признак маркированного товара символ «М».


7. В постановлении № 29/99 содержится глава 12, предусматривающая требования к обмену данными кассовых аппаратов с СКНО.

 

Постановление № 29/99 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 10.12.2022 и вступило в силу с 11 декабря 2022 г.


Дополнительно отмечаем, что в соответствии с постановлением № 841/27 запрет на выпуск в обращение и использование кассовых аппаратов, не соответствующих установленным требованиям, вступает в силу с 1 июля 2025 г.


Такой подход устанавливает необходимый период для доработки производителями на соответствие новым требованиям моделей (модификаций) кассовых аппаратов, включенных в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), и разработки новых моделей (модификаций) кассовых аппаратов, соответствующих требованиям, определенным постановлением № 29/99, а также для доработки используемых в торговых и иных объектах кассовых аппаратов до соответствия новым требованиям у пользователей кассовых аппаратов либо приобретение и подключение к СККО субъектами хозяйствования новых моделей (модификаций) кассовых аппаратов, соответствующих новым требованиям, включенных в Государственный реестр. Также, данный подход позволит обеспечить безостановочный процесс использования субъектами хозяйствования кассовых аппаратов в период их доработки до установленных требований и минимизировать затраты субъектов хозяйствования.


По информации МНС