Изменения в Указ Президента Республики Беларусь № 338 «О налоговом консультировании»
06 ноября 2019 года на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении», которым, среди прочего, внесены и давно ожидаемые изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ № 338).
Проанализируем, что изменилось.
1. Подпункт 1.5. Указа № 338 дополнен положением о том, что действие Указа не распространяется не только на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг, аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, но и на оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, представлению интересов в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора.
Таким образом, расширен круг лиц, которые вправе осуществлять деятельность по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета за рамками Указа № 338, то есть без получения квалификационного аттестата налогового консультанта, за счет включения в него так называемых аутсорсинговых организаций и ИП.
Напомним, что данные изменения были инициированы Советом по развитию предпринимательства на основании ряда обращений от центров поддержки предпринимательства и субъектов, оказывающих бухгалтерские услуги.
Прошедший год показал, что такие опасения, как многократное увеличение цен на услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета аттестованными налоговыми консультантами, о необходимости обязательно пройти обучение на курсах для успешной сдачи экзамена, об огромных суммах расходов на подготовку и сдачу экзамена и выполнение требований для занятия налоговым консультированием и прочие не подтвердились.
Следует также обратить внимание, что на субъекты, получившие право осуществлять деятельность по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета за рамками Указа № 338, также не распространяется обязанность по страхованию своей ответственности за причинение убытков заказчикам, не распространяются требования Указа № 338 по определению суммы убытков заказчика, требования по обязательному повышению квалификации, что не может не оцениваться при выборе провайдера аутсорсинговых услуг.
2. Объем услуг, входящих в налоговое консультирование, дополнен также проведением независимой оценки соблюдения налогового законодательства консультируемыми лицами.
Это означает, что субъекты, осуществляющие деятельность по налоговому консультированию в соответствии с Указом 338, получают также возможность по желанию заказчика проводить, по сути, проверку соблюдения налогового законодательства.
3. Изменения предоставляют возможность подписания документов, подтверждающих оказание услуг по налоговому консультированию, не только руководителем, но и иным уполномоченным лицом организации.
4. Расширяется круг лиц, допускаемых к сдаче квалификационному экзамену. Теперь это могут быть физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по специальности, соответствующей экономическому и (или) юридическому образованию, не менее трех лет.
5. Предусматривается возможность приостановить действие квалификационного аттестата налогового консультанта на срок нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
6. Налоговый консультант обязан проходить обучение по образовательной программе повышения квалификации для налоговых консультантов не реже одного раза в течение двух календарных лет. Согласно Указу № 388 в двухгодичный срок входил также и год получения квалификационного аттестата налогового консультанта. Теперь же отсчет такого периода начнется с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата.
7. В качестве одного из оснований для утраты членства в Палате налоговых консультантов предусматривается также неуплата годовой суммы членских взносов за текущий календарный год в полном объеме до его истечения (за исключением приостановления действия квалификационного аттестата), а также вступительного взноса в течение шести месяцев с момента приобретения членства в Палате налоговых консультантов.
8. Часть изменений в Указ № 338 вступает в силу через три месяца после официального опубликования Указа Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411, другая часть вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.
http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P31900411&p1=1&p5=0&fbclid=IwAR1uDvzuxMKtasGJBYksLxMC6RlZbBUmUciFgKkLfGAnOzEawpGbWC0jUcA