МАРТ об уплате сбора при размещении информации на автомобилях-такси
МАРТ ответил на вопрос о рекламном сборе по Указу № 131 «О развитии средств массовой информации» при размещении информации на автомобилях-такси.
- Подлежит ли уплате сбор за размещение рекламы при установке на автомобилях-такси средств индивидуализации услуг такси (Яндекс, Uber и пр.)?
Согласно абзацам седьмому и десятому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе»:
- реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;
- объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга (далее – товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
Размещение (распространение) на автомобилях-такси средства индивидуализации (товарного знака «Яндекс», «Uber» или др.), используемого для обозначения услуг такси, обеспечивает привлечение внимания к этому средству индивидуализации и услугам, формирование или поддержание интереса к ним и (или) их продвижение на рынке.
В силу изложенного размещение (распространение) такого средства индивидуализации на автомобилях-такси на территории Республики Беларусь является размещением (распространением) рекламы на территории Республики Беларусь.
В силу подпунктов 2.3 и 2.5 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) объектом обложения сбором за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) является размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, в рамках оказания рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на основании возмездного договора.
Согласно части второй подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 размещение (распространение) рекламы иностранных рекламодателей на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляется на основании договоров о размещении (распространении) рекламы, заключенных между иностранными рекламодателями и рекламными агентствами.
Справочно:
Согласно:
пункту 2 приложения к Указу № 131 иностранный рекламодатель – рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или зарегистрированный в иностранном государстве;
пункту 5 приложения к Указу № 131 рекламное агентство – юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет.
При этом, если владельцем такого средства индивидуализации (например, товарного знака «Яндекс», «Uber» или др.) является иностранный рекламодатель, то для размещения (распространения) данной рекламы на автомобилях-такси на территории Республики Беларусь иностранным рекламодателем должен быть заключен соответствующий договор с рекламным агентством. Рекламное агентство в свою очередь заключит договоры на размещение (распространение) этой рекламы с рекламораспространителями – перевозчиками.
В указанном случае в силу части первой подпункта 2.1, абзацев восьмого и десятого части первой, части второй подпункта 2.4, подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 плательщиком сбора будет являться рекламное агентство (юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями), а базой для исчисления сбора – стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость по договору, заключенному между рекламным агентством (рекламодателем) и рекламораспространителем.
По информации МАРТ