Проект Указа о контрольно-надзорной деятельности отправлен на доработку. Какие изменения уже запланированы документом



Фото: freepik/drobotdean

Александр Лукашенко поручил доработать проект Указа о контрольно-надзорной деятельности до августа, сообщает БЕЛТА.

В новом проекте акцент делается на сокращении излишнего количества различного рода проверок и мониторингов, а также мерах для улучшения результатов деятельности предприятий, а не преимущественном применении штрафных санкций. Документ был рассмотрен на совещании у Президента 21 мая 2024 года.

 

Комментарий Первого вице-премьера Николая Снопкова


Изменение целеполагания проверок


Первый вице-премьер Николай Снопков назвал базовую задачу проекта – изменение стиля и методов работы контролирующих органов, и суть доработки документа – изменение целеполагания проверок.

«Вопрос очень актуален: целью проверки является нахождение нарушения или целью проверки является нахождение нестыковок в законодательстве, несоответствия нормативно-правовых актов (зачастую противоречащих друг другу), которое приводит к нарушениям. Если целью проверки будет являться именно такой формат, то это в конечном итоге будет обеспечивать второе требование Президента – чтобы проверка завершалась не наказанием, а повышением эффективности работы предприятий и отраслей. Поэтому документ отправлен на доработку именно в таком контексте», – рассказал он.


 

В проекте указа прописаны два ключевых направления


Первое – минимальное вмешательство со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования. Исключается излишний контроль за счет сокращения проверочных мероприятий и, самое главное, дублирующих функций проверяющих.

 

Мониторинги

 

«В этих целях проектом указа предлагается установить периодичность проведения мониторингов не чаще одного раза в три месяца. Ввести запрет на проведение мониторингов в течение года после проведения проверки. За исключением случаев наличия сведений о нарушениях законодательства», – добавил первый вице-премьер.


Указом также планируется ввести обязанность проверяющих регистрировать в книге учета мониторинги и мероприятия технического характера. Это, по мнению разработчиков документа, существенно упорядочит практику их проведения. В рамках корректировки Кодекса об административных правонарушениях в него будут включены положения об установлении ответственности проверяющих за невыполнение этой обязанности.

 

Контрольные мероприятия


По словам Николая Снопкова, перечень мероприятий технического (технологического, проверочного) характера и порядок их проведения заложен в проект указа. Ранее он определялся Советом Министров.

«Данные мероприятия не связаны с проверкой хозяйственной деятельности. Основной целью этих мероприятий является предупреждение возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций, массовых заболеваний путем проведения постоянного превентивного контроля и надзора», – пояснил первый вице-премьер.


Например, МВД наблюдает за уничтожением и использованием ампул и флаконов из-под наркотических средств и психотропных веществ. В полномочия Минздрава входит расследование возникновения профессионального заболевания или подозрения на заболевание.

«Указанный перечень оптимизирован путем исключения дублирующих функций. Сокращается около 20 мероприятий. А также установлено ограничение по проведению этих мероприятий. Около половины из них будет проводиться в два раза реже, чем существующие сроки», – рассказал Николай Снопков. 

 

Срок устранения нарушений


Одновременно проект указа предусматривает ряд мер, направленных на смещение акцентов от карательного уклона в сторону профилактики. Предусматривается обязанность для проверяющих определять срок устранения выявленных нарушений, исходя из их специфики и объективной возможности устранения в установленный срок. Этот срок может быть продлен однократно по ходатайству проверяемого субъекта.

 

Нарушения, допущенные до назначения на должность


Предусматривается запрет на привлечение к ответственности руководителя и работников организации в течение года за нарушения, допущенные до их назначения на должность.

 

Нарушения должностного лица контролирующего органа


Расширяется перечень грубых нарушений, совершение которых должностным лицом контролирующего органа может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Соответствующую жалобу проверяемый субъект может подать в вышестоящий контролирующий орган или Комитет государственного контроля.

К таким нарушениям, например, предлагается отнести:

  • проведение мониторинга в местах, не являющихся общедоступными,
  • проведение мониторинга без получения письменного согласия субъекта;
  • требование о предоставлении в ходе мониторинга документов и информации, которая не предусматривается мониторингом;
  • требование в ходе проведения мероприятия технического характера сведений и документов, не относящихся к объекту проверки или к объекту, в отношении которого проводится это мероприятие.


Вводится система оценки эффективности работы контролирующих надзорных органов, исключающая привязку к штрафам. Наоборот, в приоритете будет то, как эта работа и конкретная проверка повлияла на эффективность деятельности предприятия. В качестве таких критериев планируется установить удельный вес предупредительно-профилактических мероприятий от всех проведенных; удельный вес отмененных решений или требований от внесенных; удельный вес обоснованных жалоб на действия контролеров в общем количестве жалоб. Соответствующие критерии будут определены правительством в отношении подчиненных ему органов. Органы и организации, подчиненные Президенту, такие критерии разработают самостоятельно.

Второе направление проекта указа – усиление контроля для защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан. В этих целях проектом указа устанавливается возможность проведения оперативных проверок по вопросам соблюдения законодательства о ценообразовании, а также требований пожарной безопасности в местах пребывания более чем 300 человек.

Расширяется перечень оснований для направления материалов проверки правоохранительным органам. Например, в случае неуплаты налогов на сумму более 2 тыс. базовых величин (на данный момент это Br80 тыс.).

Закрепляются полномочия органов Госфармнадзора за осуществлением государственного надзора за обращением не только лекарственных средств, но и медицинских изделий.

Расширяется перечень оснований, когда могут быть назначены внеплановые проверки субъектов в течение двух лет со дня их регистрации. Например, к таким основаниям относятся наличие информации о нарушениях законодательства (в этом случае проверка может быть назначена председателем КГК), поручения судов по находящимся в их производстве делам, продолжение совершения выявленного в ходе мониторинга нарушения.

«В целом принятие указа позволит существенно снизить вмешательство контролеров в текущую деятельность предприятий, не ослабив при этом контроль в жизненно важных сферах, своевременно выявлять системные нарушения законодательства и негативные тенденции в экономике и социальной сфере», – резюмировал Николай Снопков.


 

Комментарий Председателя КГК Василия Герасимова


Председатель КГК Василий Герасимов рассказал, что проект указа содержит положения, как усиливающие контрольную деятельность, так и направленные на ее упорядочение, передает БЕЛТА.

«Я бы не рассматривал это за определенные послабления», – отметил председатель КГК. 


Что касается усиления, Василий Герасимов привел несколько конкретных примеров.

«Можно взять вопросы двухлетнего моратория на проведение проверок (для новых субъектов хозяйствования. - Прим. БЕЛТА). Некоторые субъекты начали этим пользоваться. С принятием указа, если будет видно, что субъект нарушает, тогда допустимо проведение проверки», – сказал он.


Аналогично и в отношении субъектов хозяйствования, которые получали иностранную безвозмездную помощь и с момента регистрации которых также не прошло еще два года.

«Мы должны видеть, куда она (эта иностранная помощь. - Прим. БЕЛТА) расходуется. Думаю, это закономерно и не вызывает каких-то сомнений», – отметил председатель КГК.


Или, например, вопросы ценообразования:

«На исполкомах лежит обязанность обеспечивать ассортимент товаров. Но каких-то рычагов у них нет. Соответственно, должны быть какие-то полномочия».

«Некоторые полномочия подсказаны самим временем. Например, Минтранс – у нас активно развивается электротранспорт. Сферы контроля такой нет. Минсвязи – мы активно ведем цифровизацию. Соответственно, должна быть такая сфера контроля», – перечислил предлагаемые новации Василий Герасимов.


Что касается упорядочения, то это в меньшей степени касается проверок.

«Здесь порядок наведен. Это было сегодня неоднократно отмечено, – заверил председатель КГК. – Это в большей степени касается мониторингов и технических мероприятий. Законодательно они были урегулированы в меньшей степени. Поэтому такие же правила, как по проверкам, вводятся и по этим двум мероприятиям: порядок назначения, кто имеет право, какие документы составляются, какие сроки даются на устранение нарушений субъекту и так далее. Это приведет к уменьшению проверочной нагрузки, потому что урегулированы в том числе вопросы периодичности».



Новости ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Инструкция об организации системы управления платежными рисками у поставщика платежных услуг: утверждена с 27 июня 2024 года

Постановлением Правления Нацбанка от 5 марта 2024 г. № 77 утверждена Инструкция&nb...

26 июня 2024 г. 12:15

читать подробнее

Замминистра труда и соцзащиты: работающие пенсионеры будут получать в полном объеме и пенсию, и заработную плату

В Беларуси разрабатывается новый правовой акт, согласно которому работающие пенсионеры ...

25 июня 2024 г. 12:32

читать подробнее